Тотальный хаос. Трупы на улицах, горящие дома и иностранные войска — что происходит в охваченном протестами Казахстане

В Казахстане почти неделю идут протесты, начавшиеся после двукратного увеличения стоимости сжиженного газа. Буквально за считанные дни ситуация из местечковой истории превратилась в национальную катастрофу. Бунтовщики не удовлетворились уступками властей и начали захватывать администрации крупнейших городов, грабить торговые центры, сносить памятники и нападать на военнослужащих и силовиков. Не обошлось без жертв: погибшими числятся почти 50 человек. Для «нейтрализации незаконных вооруженных формирований» в страну ввели миротворческие силы Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Но даже несмотря на заявления властей о восстановлении порядка, на улицах городов все равно слышны взрывы и выстрелы, а местные жители продолжают объединяться в банды. На этом фоне появилась информация об отъезде из Казахстана бывшего президента Нурсултана Назарбаева и его дочерей. Что происходит в стране, которую считали островком спокойствия на постсоветском пространстве, — в фотогалерее «Ленты.ру».

Тотальный хаос. Трупы на улицах, горящие дома и иностранные войска — что происходит в охваченном протестами Казахстане
© Lenta.ru

Контроль восстановили ценой почти полусотни жизней

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в ходе телеобращения к нации 7 января 2022 года. Фото: Reuters

Утром 7 января президент страны Касым-Жомарт Токаев заявил, что местные власти уже контролируют ситуацию в разных уголках Казахстана, однако «террористы по-прежнему применяют оружие» и «наносят ущерб имуществу граждан». В обращении к нации Токаев приказал силовикам остановить протесты во что бы то ни стало. Позднее жители Алма-Аты стали получать СМС-сообщения с просьбой не покидать дома в связи с началом антитеррористической операции.

«Мы не будем вести переговоры с террористами. Правоохранительным органам и армии мною дан приказ открывать огонь без предупреждения», — подчеркнул президент.

Алма-Ата, 5 января 2022 года. Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

По его словам, только на Алма-Ату напали «20 тысяч бандитов». Власти убеждены, что их подготовкой занимался единый командный пункт. О чем именно идет речь, не уточняется, однако ранее Токаев уже указывал на неких «финансово мотивированных заговорщиков», которые якобы разжигают протесты. Кроме того, политик убежден, что протест спровоцировали «горе-активисты и правозащитники, которые зауживают интернет», а также «свободные средства массовой информации и забугорные деятели».

В МВД Казахстана подтвердили, что все здания городских и районных администраций, а также отделений полиции в республике взяты под контроль властей. Пассажирские и грузовые железнодорожные перевозки восстановили спустя чуть больше суток. Интернет вновь работает, хоть и с интервалами. Кроме того, взят под контроль аэропорт Алма-Аты: его работа приостановлена до 9 января.

Контроль восстановили ценой почти полусотни жизней: по данным на пятницу, 7 января, речь идет о 26 погибших среди протестующих и 18 — среди силовиков. В МВД утверждают, что задержаны более 3 тысяч человек. При этом телеканал «Хабар 24» уточняет, что речь идет о 3706 задержанных.

Ситуация в стране еще далека от стабильной

ОМОН занимает позицию, чтобы остановить протестующих в центре Алма-Аты, 5 января 2022 года. Фото: Владимир Третьяков / AP

Несмотря на восстановление контроля, о котором заявляют власти, на территории Казахстана выставлены 70 круглосуточных блокпостов (в том числе шесть вокруг Нур-Султана). Кроме того, кое-где еще не завершены операции по освобождению городов: например, в Актобе она продолжалась вплоть до вечера 7 января. Сопротивление также оказывает Шымкент, где в ходе массовых беспорядков вечером в пятницу пострадали более 60 человек.

В Алма-Ате вооруженные силы охраняют объекты стратегического значения и «проводят зачистку» улиц — там сохраняется самая сложная ситуация. Вечером 6 января в самом крупном городе Казахстана возобновились столкновения и уличные бои, перестрелки продолжались всю ночь. Кроме того, участники беспорядков дважды пытались захватить телебашню Коктобе.

Протестующие в Алма-Ате атакуют полицейскую машину, 4 января 2022 года. Фото: Павел Михеев / Reuters

На фоне столкновений между силовиками и протестующими в городе назревает критическая ситуация с продуктами: помимо того, что многие магазины не работают, еды в целом не хватает. В городе также закрыты АЗС, из-за нехватки топлива не работает часть таксопарков. Утром 7 января по всему городу лежат тела убитых, стоят сожженные машины и бродят вооруженные люди, нередко они объединяются в банды и устраивают разбои.

Кое-где жители объединяются для того, чтобы помочь полиции: так, жители Нур-Султана создали народные дружины численностью 500 человек. Они помогают охранять важные государственные объекты и следят за происходящим на улицах.

Помощь в восстановлении порядка окажут союзники Казахстана

Посадка российских миротворцев на борт самолета, который отправится в Казахстан, Москва, 6 января 2022 года. Фото: Минобороны РФ / AP

Впрочем, на помощь властям приходят не только местные жители, но и другие страны. 5 января Токаев обратился за помощью к партнерам по ОДКБ — России, Белоруссии, Киргизии, Таджикистану и Армении — и призвал их помочь остановить «террористические банды», действующие на территории страны. Ереван, Москва и Бишкек уже направили свои войска в Казахстан.

6 января передовая группа миротворцев приступила к работе в Казахстане. Всего коллективные миротворческие силы ОДКБ в стране будут насчитывать около 2,5 тысячи человек. По официальным данным, общая численность миротворческих сил ОДКБ — около 3,6 тысячи человек.

«Ситуация рассматривается как вторжение бандформирований, подготовленных из-за рубежа... Советом коллективной безопасности ОДКБ принято решение о направлении Коллективных миротворческих сил на ограниченный по времени период», — прокомментировал происходящее пресс-секретарь Организации Владимир Зайнетдинов.

Войска в центре Алма-Аты, где ранее проходила акция протеста, 6 января 2022 года. Фото: Мария Гордеева / Reuters

Генеральный секретарь ОДКБ Станислав Зась заверил, что все миротворческие силы будут выведены из Казахстана, когда закончится операция. По его словам, срок присутствия в стране миротворцев будет зависеть от ситуации и решения руководства Казахстана.

Кроме того, помочь Казахстану вызвались партнеры по Шанхайской организации сотрудничества (ШОС): туда также входят Иран, Индия, Киргизия, Китай, Пакистан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Хотя в ШОС уверены, что ситуация скоро стабилизируется, партнерам готовы «оказать содействие».

Непоследовательная реакция властей

Протестующие в Алма-Ате, 5 января 2022 года. Фото: Владимир Третьяков / AP

Акции протеста в Казахстане начались 2 января в городе Жанаозен после того, как местные жители вышли к зданию администрации из-за двукратного повышения цен на сжиженный газ с 1 января (речь идет об увеличении стоимости с 50-60 тенге до 120 тенге за литр, или с 8,5 рубля до 20 рублей). В Министерстве энергетики Казахстана объяснили, что повышение цен связано с ростом спроса. Уже к 4 января митинги шли в Актобе, Алма-Ате, Таразе, Нур-Султане. В стране начали блокировать мобильный интернет.

Акция протеста в Алма-Ате, 4 января 2022 года. Фото: Павел Михеев / Reuters

В тот же вечер в Алма-Ате вспыхнули масштабные уличные беспорядки и столкновения протестующих и силовиков. Ночью в город прибыли военные и помогли полиции разогнать активистов.

Протестующие в Алма-Ате, 5 января 2022 года. Фото: Павел Михеев / Reuters

Следующим утром президент Казахстана обратился к нации и призвал соотечественников «проявить благоразумие» и «не поддаваться на провокации». Токаев также пообещал учесть все законные просьбы и требования и решил опустить цены на газ сразу до 50 тенге (около 8,5 российского рубля). Затем он отправил правительство в отставку.

Столкновения демонстрантов с сотрудниками правоохранительных органов в Актобе, 5 января 2022 года. Фото: МВД Казахстана / Reuters

Специалист по российско-казахстанским отношениям, директор по международным проектам Института национальной стратегии Юрий Солозобов в разговоре с «Лентой.ру» объяснил, что власти с самого начала реагировали на протесты непоследовательно и вяло: где-то выходили пообщаться с людьми и обещали снизить цены, а где-то просили полицию разогнать митингующих силой.

Сгоревшее здание мэрии Алма-Аты, 6 января 2022 года. Фото: Павел Михеев / Reuters

Впрочем, такое решение — популистское и экономически необоснованное. В итоге это только усилило протест, считает Солозобов. В результате происходящее угрожает безопасности всех приграничных стран — в особенности России, общая граница с которой составляет около 7,5 тысячи километров.