«Пир во время чумы» обрушил рейтинг Бориса Джонсона

Худшая неделя Бориса Джонсона — так западные СМИ описывают череду политических скандалов на Даунинг-стрит, которые преследуют премьер-министра Великобритании.

«Пир во время чумы» обрушил рейтинг Бориса Джонсона
© BFM.RU

Теплый весенний вечер. Внутренний двор особняка по адресу Даунинг-стрит, 10 освещает предзакатное солнце. Гости уже собрались. Группа людей стоит в кругу на лужайке, еще несколько человек в пиджаках сидят у входа в здание. На переднем плане — сам Борис Джонсон и его супруга Кэрри, а двое их собеседников что-то оживленно обсуждают. С высоты второго этажа на садовых столиках можно разглядеть несколько бутылок вина. Так выглядит фотография, опубликованная на выходных на страницах The Guardian. Все выглядит вполне безобидно, если бы не один нюанс — по данным газеты, снимок был сделан 15 мая. Пока на Даунинг-стрит ели пиццу и чокались, в Великобритании действовали жесткие антиковидные меры. Вот что о реакции британского общества рассказывает жительница Лондона Яна Тульчинская:

«Они собрались на свежем воздухе, но и на свежем воздухе, по-моему, больше шести в тот момент собираться было нельзя. После того как прошла информация о том, что у них были рождественские вечеринки (закрыли все 16-го, а у них 18-го были вечеринки), и они назначили человека, чтобы он расследовал эти вечеринки, а потом выяснилось, что тот сам на них был, ему пришлось уйти. То есть, честно говоря, это какой-то абсолютно безумный цирк, фарс и бардак. И, конечно, сейчас как люди на это реагируют? Они реагируют так, что несмотря на рост инфекции, если сейчас начнут до Рождества закрывать [всех на локдаун] и сорвут людям Рождество, уже свои же Борису сказали, что «мы тебя вперед ногами вынесем». То есть они ему выдадут ноту недоверия и вынесут его из Парламента конкретно. С другой стороны, господи, у нас кричит мэр Лондона, что в Лондоне ЧС, госпитали забиты, люди умирают. И что делать — совершенно непонятно».

Каждый раз — и в случае с майской фотографией The Guardian и после публикаций о прошлогодних рождественских вечеринках — на Даунинг-стрит твердили одно: это были просто рабочие встречи. Поверили этому не все, и на прошлой неделе партия Джонсона потерпела историческое поражение на дополнительных выборах на западе Англии. Парламентский мандат Северного Шропшира доставался консерваторам почти 200 лет, а теперь кресло займет кандидат от либеральных демократов. И это прямое следствие череды скандалов, говорит корреспондент Al Jazeera в Шропшире Эндрю Симмонс:

«Если поговорить с людьми на улицах, становится понятно, что это не простое недовольство, накопившееся к середине срока правительства. На кону доверие к политическим лидерам Британии — и в первую очередь к Борису Джонсону. Житель графства Шропшир Дэннис Принс проголосовал за либеральных демократов не потому, что это поможет его бизнесу. Его разозлили новости о рождественской вечеринке, которая прошла на Даунинг-стрит год назад, когда из-за ограничений он не мог даже навестить свою пожилую мать в доме престарелых. Напомню, что внеочередные выборы в Северном Шропшире были объявлены после того, как члена парламента от Консервативной партии Оуэна Патерсона уличили в незаконной лоббистской деятельности и получении денежных средств от двух частных компаний. Джонсон пытался спасти коллегу по партии, но неудачно. А теперь к списку бед премьера добавилось восстание ста парламентариев-консерваторов, которые проголосовали против его плана санитарных ограничений. Сегодня мало кто аплодирует Борису Джонсону».

Негодование избирателей заметно и на уровне статистики. Как указывает Independent со ссылкой на два независимых опроса, более половины британских избирателей считают, что Борис Джонсон должен уйти в отставку. Что более важно, так же думает и треть сторонников Консервативной партии, от мнения которых зависят карьеры парламентариев. Вотум недоверия премьер-министру может быть вынесен простым большинством правящей фракции в парламенте. Чтобы запустить процедуру голосования, этого должны потребовать как минимум 55 депутатов-консерваторов. Пока об этом открыто заявил лишь один парламентарий.

На фоне скандала рейтинг Джонсона скатился до 29%. От партийного вотума недоверия, по данным Bloomberg, премьера спасает лишь отсутствие явного кандидата на замену.