Памятник Николаю I в Санкт-Петербурге

В 1856 — 1859 гг. на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге по распоряжению императора Александра Второго появился монументальный памятник Николаю I. Проект памятника принадлежал О. Монферану. В течение трех лет шла работа над монументом, и только в 1859 году произошло торжественное открытие. 25 июня Николай на вздыбленном коне предстал пред взором своих потомков, народа и гостей столицы.

Грандиозность монумента, поразившая тогда собравшихся на открытии памятника, и сейчас не оставляет равнодушным. Это была 6-метровая конная статуя Николая I. Всадник был облачен в парадный лейб-гвардейский военный мундир конного полка.

Четыре барельефа на монументе рассказывают о самых значимых событиях в правлении Николая. Первое случилось сразу же после его восшествия на престол, и которое попало во все учебники по истории — восстание декабристов 1825 года. Следующее событие, которое можно лицезреть на барельефе произошло спустя шесть лет после декабристов — это Холерный бунт на Сенной площади. Далее, сцена награждения Сперанского 1832 года, который создал свод законов Российской империи. И, четвертый — открытие железнодорожного моста, соединяющего Москву с Санкт-Петербургом в 1854 году.

Четыре женские фигуры в качестве аллегорических образов украшают пьедестал. Каждая из них выполняет свою роль, на которых держится Государство: Сила — фигура с мечом, Мудрость — женщина с зеркалом, Правосудие — образ с весами и Вера — женская фигура с Библией и Крестом. Прототипом для всех четырех женщин выступили портретные изображения семьи Николая II жены и трех его дочерей.

Над женскими образами возвышается государственный символ России — герб Российской империи, выполненный в бронзе с позолотой. Под ним следует надпись, которая гласит: «Николаю I Императору Всероссийскому 1859».

Конь императора опирается на две задние ноги, две передние же повисли в воздухе, имитируя галоп. Вся конная статуя держится только на этих задних ногах коня. Лишь точный математический расчет мог удержать такую могучую конструкцию на столь небольшой по площади опоре. Советские инженеры и скульпторы сначала думали, что круп лошади просто утяжелили за счет металлической дроби. Но 80-х годах, когда была проведена реставрация, в теле коня не было обнаружено никаких лишних деталей. Круп был действительно утяжелен, а от задних копыт вдоль всей конструкции тянулись опорные столбы. Особое очарование придают фонари, расположенные по периметру, по праву считающиеся одними из самых красивых в Петербурге.

Несмотря на то что обе конные статуи Санкт-Петербурга, Петру I и Николаю I, расположены на одной оси, «лицезреть» друг друга они не могут. И виноват в этом Исаакиевский собор, который разделяет двух императоров словно две эпохи.

После прихода к власти большевиков, памятник, как и многие памятники времен империи, попал в опалу. Несколько раз поднимался вопрос о сносе или замене императора на Буденного или Фрунзе. К счастью, монумент удалось сохранить лишь благодаря его великолепному архитектурному исполнению. Однако ограды памятник лишился в 1930 годах и только в 1994 году, уже после падения Советской власти, реставрированная изгородь вернулась на прежнее место.

В период Второй мировой войны вместе с другими историческими памятниками, конная статуя Николая была забаррикадирована в мешки с песком, чтобы уберечь шедевр архитектурного искусства от фашистских бомбежек. Монумент не пострадал и вернулся в строй уже в 45-м году, а после последующих реставрационных работ, он засверкал еще с большей силой, привлекая к себе взоры как петербуржцев, так и гостей Северной столицы.

На правах рекламы