Чеченский след «Дикого поля»: Украина стягивает к Донбассу наёмников
О том, что Вооруженные силы Украины образовали внештатное подразделение «Дикое поле», в состав которого вошли чеченские, крымскотатарские и азербайджанские наёмники, сообщил портал «Новороссия». Понятно, что командование АТО и ОСС факт присутствия вооруженных формирований всячески отрицает. Впрочем, Киев и ранее, в 2014-2019 годах, не афишировал участие в боевых действиях в Донбассе национальных добровольческих батальонов. А они там были.
Наибольшую известность в тот период приобрели батальон имени Шейха Мансура, состоявший из этнических чеченцев (он был создан в октябре 2014 года в Дании и вначале носил имя Джохара Дудаева) и батальон имени Номана Челебиджихана, сформированный в начале 2016 года из числа крымских татар, турецких наёмников и мусульман из других стран. Активного участия в боевых действиях эти добробаты не принимали, впрочем, чеченцы участвовали в боях за Широкино и получили одобрение и поддержку со стороны украинских властей.
«Челебиджихановцы», получавшие материальную поддержку из Турции, в том числе комплекты военной формы, участвовали в так называемой блокаде Крыма. В отличие от чеченского батальона, который был расформирован в сентябре 2019 года, крымскотатарский, это подразделение продолжает существование и дислоцируется в Херсоне и приграничных с Крымом районов Украины.
Сейчас, похоже, эти национальные батальоны, равно как и прибывающих на Украину наёмников из других стран (а таких фактов предостаточно) решили объединить в некое вооруженное формирование под названием «Дикое поле». Вспомним, что под самим названием Дикое поле скрывается историческая область причерноморских и приазовских степей между реками Днестр на западе и Дон и Хопёр на востоке. В его границах сейчас находятся 11 областей Украины, в том числе Луганская и Донецкая, 11 областей России, а также левый берег Днестра в пределах границ непризнанной ПМР.
В общем, топонимика названия нового вооруженного формирования на территории Украины «Дикое поле» частично понятна. Непонятно его дальнейшее предназначение, не в плане, где конкретно доведётся воевать – это Донбасс и граница с Крымом, а кому они будут подчиняться, если командование ВСУ скрывает даже сам факт существования такого «войска» в своих рядах. С подчиненностью, равно как и дисциплиной, у таких добробатов вообще туговато, это какое-то Гуляйполе времён анархии батьки Махно.
Здесь можно вспомнить, что в скандальном списке воров в законе и криминальных авторитетов, озвученных на Украине в мае нынешнего года, под санкции СНБО попали чеченцы, служившие в батальоне им. Шейха Мансура. Там значатся командир этого чеченского подразделения Ражабдибир Гусинов (известный под позывным Муслим Чеберлоевский), начальник штаба батальона Муслим Идрисов, а ещё Салман Сайнароев, Алви Вутсаев, Умхан Автаев, Гази Алиев. Есть в этом списке и другие чеченцы, многие из которых находятся в федеральном розыске России.
Повоевав в Донбассе, бойцы этого батальона не сложили оружие (сообщалось, что своё вооружение они передали сотрудникам Национальной полиции), а стали его использовать в криминальных разборках. Видимо так активно, что даже статус «героев Украины» не спас от преследования со стороны СНБО. За чеченцев заступился бывший глава «Правого сектора» * Дмитрий Ярош, который фактически управлял батальоном им. Шейха Мансуда во время боевых действий в Донбассе. Он заявил, что националисты не допустят выдачи этих людей России и даже пригрозил применить силу. Похоже, что батальон «Дикое поле», может стать для чеченцев своеобразным «штрафным батальоном» для искупления вины.
А вот батальон имени Номана Челебиджихана, скорее всего так и останется на крымской границе, разве что получит подкрепление от «Серых волков» – турецких наёмников. Факты их нахождения на территории Украины в приграничных с Крымом регионах и ранее находили прямое подтверждение. Их более сотни в районе Мариуполя, в Приазовье, а ещё большее количество боевиков турецкой принадлежности наблюдалось в Херсонской области Украины. Они хорошо вооружены и обучены, но при этом прячут лица и редко вступают в контакт с местными жителями. При этом наемников, которые имеют прямое отношение к турецкой профашистской организации «Серые волки», опекают бойцы украинских националистических батальонов. Но ещё в большей степени – так называемые активисты блокады Крыма, состоящие из бывших лидеров крымскотатарского меджлиса и его сторонников из организации «Аскер». Тех самых, которые взрывали опоры ЛЭП, подающие ток на полуостров, организовавшие продовольственную блокаду Крыма.
Турецкие наемники стали массово появляться на границе с Крымом еще в конце 2015 года. И они составили костяк батальона имени Номана Челебиджихана, численность которого насчитывает сейчас около 250 человек (было более 500). Турецкий президент Эрдоган даже обещал оказать финансирование этого нелегального воинского подразделения на территории Украины, но после огласки в прессе спешно отказался от своих слов. Но, судя по многочисленным фактам, не от выделения средств – турецкие наемники, добротно «упакованные» вооружением и спецсредствами, продолжают наращивать присутствие на границе с Крымом.
– Власти Украины прекрасно понимают, что Крым уплыл от них к родным берегам, в Россию, окончательно и бесповоротно, – говорит депутат Госдумы, сопредседатель движения «Антимайдан» Дмитрий Саблин. – И уж вооруженным путем в Крыму сами действовать не будут – во-первых, нечем, а во-вторых, нет стимула и поддержки населения. А вот, чтобы хоть как-то насолить России, а заодно получить хоть каких-то денег за пособничество, будут всячески помогать Турции для дестабилизации обстановки в регионе. Потакать крымским татарам в организации блокады, закрывать глаза на взрывы опор ЛЭП, которые бумерангом ударили и по украинским получателям электроэнергии, позволять действовать на своей территории иностранным наемникам, сам факт присутствия которых ставит Украину в разряд государств потакающих террористам. Похоже, что сейчас в Незалежной исповедуют принцип: «Анархия – мать порядка». В истории это уже было. Но, она, история, все уже не раз расставила по своим местам. Расставит и сейчас. Даже если украинским политикам не будет стыдно за приглашение в свою страну профашистских «Серых волков».
– С турецкими наемниками нам неоднократно приходилось сталкиваться на территории Чечни и Дагестана, – рассказывает военный эксперт, бывший начальник пресс-службы Объединенной группировки российских войск на Северном Кавказе Геннадий Алёхин. –При широко представленном интернационале боевиков, именно турки составляли большинство «солдат удачи». Именно в Турции стараниями идеолога Ичкерии Мовлади Удугова чеченские боевики проходили лечение и отдых, там же собирались средства для проведения террористической деятельности на российской территории.
С 1999 по 2004 год на территории Чеченской республики были уничтожены 24 наемников с турецким гражданством – практически взвод. 1 ноября 2001 в Чечне был уничтожен и командир турецких наемников Абу Бакар. В том же году во время прорыва банды Цагараева из Грузии в Россию спецназом ГРУ были ликвидированы ещё несколько турецких боевиков, среди которых был проводник-инструктор Мехмет Аслан, который занимался встречей земляков-наемников. Мне кажется, что и сейчас турецкие наемники, которые подались на Украину, хорошо известны нашей разведке.
В общем, создание на Украине «Дикого поля» представляется вполне реальным делом. Эти батальоны есть кем и чем комплектовать, а у Киева в вооруженных провокациях в Донбассе есть свой резон для использования наёмников. Ведь потери в их рядах не идут в общую статистику погибших солдат ВСУ.
*17 ноября 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры», организации «Братство». Их деятельность на территории России запрещена.