Лукашенко прилетит в Крым, а МАЗы уедут из Украины
Признание Крыма затруднит Лукашенко поставки ВСУ военных грузовиков
Признание Крыма российским со стороны президента Белоруссии может осложнить положение на Украине белорусских автопроизводителей, для которых важен рынок соседней страны. МАЗ уже 5 лет поставляет на Украину машинокомплекты для сборки военных грузовиков. Впрочем, вопросы вооружения армии для Украины могут быть важнее слов Лукашенко, предполагают эксперты.
О признании Крыма российским де-юре и де-факто белорусский лидер заявил на этой неделе в интервью РИА «Новости».
«Мы все понимали, что Крым де-факто – это российский Крым. После референдума и де-юре Крым стал российским», - сказал Лукашенко.
Еще до этого заявления у белорусских промышленных предприятий возникли проблемы с присутствием на украинском рынке. Так, 22 апреля этого года межведомственная комиссия по международной торговле Украины вынесла решение, налагающее на продукцию Минского автозавода таможенную пошлину до 35% от ее стоимости.
Такое решение в комиссии объяснили «дискриминационными и недружественными» действиями со стороны Белоруссии в отношении продукции украинского автопрома – в том числе необходимость платить утилизационный сбор и сертифицировать автомобили на территории Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС), чтобы участвовать в государственных закупках.
Нуланд обеспокоена планами Лукашенко посетить Крым
Однако уже в июне торговому дому «МАЗ-Украина», занимающемуся дистрибуцией минских грузовиков в этой стране, удалось добиться в суде приостановки этого решения, а в конце октября – добиться полной его отмены.
«Спорное решение спровоцировало ответные меры белорусской стороны, которая увидела в этом системность действий, направленных на нарушение условий свободной торговли», – отметила по этому поводу руководитель практики международной торговли юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры» Алена Омельченко, представлявшая в процессе интересы белорусской стороны.
Заградительные пошлины, которые пытались ввести против МАЗа украинские власти, касались автобусов вместимостью более 10 человек и грузовиков массой более 5 тонн – в том числе спецтехники, автокранов и дорожных машин, уточняет украинская инфомационно-аналитическая группа «Авто-Консалтинг».
Вместе с тем, с 2016 года МАЗ поставляет на Украину машинокомплекты для полноприводных военных грузовиков, которые собираются на заводе «Богдан» в Черкассах и поступают в Вооруженные силы Украины (ВСУ) уже под украинской маркой.
Ограничения, которые пытались ввести против МАЗа украинские власти, этих машин не коснулись.
От белорусского аналога автомобили «Богдан-6317» отличаются 380-сильным китайским дизелем марки Weichai – белорусский аналог, разработанный в СССР в 1980-х годах и производящийся с начала девяностых, изначально оснащался российским мотором ЯМЗ. Сборочные мощности завода в Черкассах рассчитаны на выпуск 500 машин в год, уточняет «Авто-Консалтинг». Крупнейшую партию, «Богданов-6317», около ста машин, ВСУ получили летом 2019 года.
Впрочем, точная информация о масштабах сборки МАЗов на «Богдане» засекречена.
На фоне заявления президента Белоруссии о российской принадлежности Крыма украинские компании могут воспользоваться моментом для вытеснения с местного рынка продукции белорусской промышленности, предупреждают украинские политологи. Однако белорусская военная техника стране остро необходима и до ограничения ее использования может дойти только после более серьезных шагов со стороны белорусского президента.
«Многие украинские и иностранные производители, которые уже присутствуют на рынке, могут использовать эту ситуацию для ухудшения позиций белорусской продукции – как элемент борьбы за рынок. Но пока украинская сторона сдержанно расценивает заявление Лукашенко и будет выбирать политику в отношении Белоруссии исходя из действий, а не слов, — говорит «Газете.Ru» глава Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник, — Какие-то санкции возможны только если Лукашенко посетит Крым и там начнут открывать офисы белорусские компании, начнет летать «Белавиа» — вот тогда санкции практически неизбежны».
Белоруссия является одним из ключевых торговых партнеров для Украины, товарооборот между ними составляет 4,5 млрд долларов ежегодно, поэтому Украина не будет спешить ломать торговлю, и в зависимости от конкретных действий белорусского руководства будет концентрироваться на политических санкциях, а не экономических, считает он.
Не исключает ограничения импорта Украиной белорусской продукции и директор киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский, хотя, по его мнению, такой шаг маловероятен.
«Украина сейчас почти не производит собственные грузовики, КрАЗ выпускает немного продукции сугубо в военных целях и сведения о их количестве засекречены,— объясняет Погребинский «Газете.Ru», — А грузовики украинской экономике нужны. Европейские и американские аналоги очень дороги».
Собственный грузовой автопром на Украине сейчас практически отсутствует, согласен с Погребинским автор автомобильного сообщества «Русский автомобиль» Сергей Цыганов.
«КрАЗ с некоторых пор не публикует официальную статистику о произведенных автомобилях и находится в состоянии банкротства – поэтому мы не знаем, какое количество грузовиков он выпускает. Думаю, что это единицы в год, — объясняет Цыганов «Газете.Ru», — При этом грузовики нужны армии и народному хозяйству, а ценовая альтернатива МАЗу – только китайские грузовики, но все равно они дороже».
В собираемых под маркой «Богдан» МАЗах практически нет украинских деталей – это уже говорит о том, что украинцы готовы потеснить национальную гордость, чтобы получить качественный продукт и снабжать им армию, добавляет эксперт, при этом гражданские МАЗы продаются на Украине по демпинговым ценам – едва ли не ниже их себестоимости.
«Предпочтение в пользу МАЗа можно объяснить и более удобной логистикой – от Минска до Украины очень небольшое расстояние, гораздо меньшее, чем от альтернативных автозаводов», — заключил Цыганов.
«Газета.Ru» обратилась в пресс-службу МАЗа с вопросами относительно возможных препятствий в работе на Украине и ответных мер, на момент публикации материала ответ в редакцию не поступил. Без ответа остались и вопросы, адресованные корпорации «Богдан», на тему возможного прекращения сотрудничества с МАЗом в связи с новыми политическими обстоятельствами.