В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

«Кишка тонка»: Поляки рады бы закрыть границу с Белоруссией, но не могут

Заместитель министра иностранных дел Польши Марчин Пшидач сказал то, о чем уже много дней пишут ура-патриотические СМИ нынешней Речи Посполитой. Он предложил опустить железный занавес на востоке и изолировать РФ и РБ от .

«Кишка тонка»: Поляки рады бы закрыть границу с Белоруссией, но не могут
Фото: Свободная прессаСвободная пресса

Видео дня

«Ситуация на границе – та опасность, которую мы наблюдали вокруг пограничных переходов, - вызвала необходимость закрыть этот переход (“Кузница”). Мы абсолютно настроены на то, чтобы обезопасить польскую границу, - заявил Марчин Пшидач. - Если ситуация будет обостряться, то придется закрывать очередные пограничные переходы».

Угроза, озвученная замминистра Польши, уже согласована с еврокомиссарами. Председатель Урсула фон дер Ляйен заявила , что блок из 27 стран солидарен с , и Ригой, которые «несут на себе основную тяжесть того, что, по мнению ЕС, является уловкой президента ». Он якобы специально ввез мигрантов в , а затем выдавил их через границы ЕС из-за своего пакостного характера.

«Это вызов ЕС в целом, – с пафосом заявила фон дер Ляйен. – Это не миграционный кризис. Это попытка авторитарного режима дестабилизировать своих демократических соседей».

В свою очередь премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий не устает повторять, что его страна, как и в прошлом, встала грудью на пути миграционных орд. На самом деле, Варшава делает из мухи слона. Так, по оценке варшавского политолога Станислава Жарина, колумниста изданий Tygodnik Solidarność, wSieci, wSieci Historii, wPolityce. pl, в РБ находится не более 12 тысяч желающих прорваться в немецкий «рай» мигрантов, а в районе пограничных переходов еще недавно «дежурили» не более 4 тысяч из них. По сравнению с миллионами, которые прорвались в Евросоюз через в 2015 году, практически нуль.

Как известно, сегодня Варшава находится в системном конфликте с из-за неприятия верховенства европейского права. Если кому и выгоден миграционный кризис, так только полякам, которые по мановению волшебной палочки из разрушителя ЕС превратились в его спасителя. Если еще недавно Моравецкий мог запросто стать нерукопожатным (офигеть, осмелился перечить Брюсселю), то сейчас его принимают как лучшего друга в Париже, Берлине и Лондоне.

Можно не сомневаться, варшавские политики думают над тем, как еще привлечь к себе приятное внимание. Похоже, в числе такого рода инициатив было закрытие автомобильного пункта пропуска «Кузница» якобы из-за миграционного кризиса. Мера, безусловно, избыточная и рассчитанная на политический пиар. Кто не в курсе: Польша создала на границе кордон из 12 тысяч солдат Войска Польского, не считая 2 тысяч пограничников Подляского отдела Пограничной стражи и многочисленных полицейских. На каждого мигранта, включая женщин и детей, по пять здоровых мужиков. Но и это не все. 25 ноября Общественная вещательная компания «Польское радио» сообщила, что на границу переведены «войска, прошедшие войну в и , которые теперь защищают восточную границу и ЕС».

«Свободная пресса» уже писала о продажных польских пограничниках и таможенниках, закрывающих глаза на провоз нелегалов «блатными» легковушками по встречке, тогда как фуры с грузами стоят в очереди по пять суток. Журналисты, находящиеся в районе автомобильных переходов сообщают о 15-километровых пробках. Водители жалуются, что на оформление товарных деклараций уходит до 5 суток. Между тем, простой одной фуры обходится транспортной компании в полтысячи евро в сутки.

Один из самых читаемых в Польше журналов Rzeczpospolita еще в самом начале миграционного кризиса, то есть до появления орд арабов на границе, так описывал ситуацию на автомобильных пропускных пунктах: «Проезжает одна треть от нормы». Издание, хоть и обвиняет белорусскую сторону, тем не менее, отмечает, что страдают в основном въезжающие в Польшу водители. Но это еще цветочки, ягодки начнутся, когда пшеки исполнят угрозу по закрытию транспортных коридоров с востока.

Телеканал TVN24 Biznes уже посчитал, сколько будет стоить эта авантюра. Возможное полное закрытие польско-белорусской границы для перемещения грузов будет означать для Польши годовые потери дохода от экспорта в республику Беларусь в размере 1,6 млрд евро. Еще примерно 1 млрд евро потеряют перекупщики и посредники, имеющие свою маржу от транзитных доходов. Такие цифры привел Польский Экономический Институт (PIE).

Примерно 14% всего китайского экспорта в ЕС идет через Белоруссию, правда железнодорожным транспортом. Трогать его «не моги», поскольку могут пострадать интересы крупного немецкого бизнеса. Из России, и автомобильный экспорт слабенький, можно и к ногтю прижать. Другими словами, заложником раздутого поляками миграционного кризиса является малый и средний бизнес.

Как пишет PIE, «на Беларусь приходится 70% экспорта в ВВП (в среднем по ЕС 47%). Важнейшим источником доходов Беларуси является экспорт нефтепродуктов, таких как горюче-смазочные материалы (опять-таки речь идет о ж/д поставках). И, несмотря на санкции, введенные в отношении режима Лукашенко, Белоруссия была и остается вторым после России торговым партнером для ЕС».

По данным издания Gazeta Wyborcza со ссылкой на правительственные источники, в 2020 году Польша экспортировала в Белоруссию товаров на 5,5 млрд злотых, а импортировала примерно на 2,7 млрд злотых. Тем не менее, сам по себе возможный коллапс автомобильной торговли не затронет крупных игроков. Но если граница будет полностью перекрыта, то у Батьки, оказывается, есть «финский нож в голенище».

Кабмин Польши сообщил, что в Белоруссии зарегистрировано 500 компаний с польским капиталом. Среди них можно найти такие известные бренды, как Black Red White, Śnieżka, Atlas, Big Star, LPP Group. Только в 2019 году, по данным Национального банка, польские компании инвестировали в экономику Батьки 545 млн злотых.

Чтобы картина была полнее, логично привести свежий опрос общественного мнения в Польше, опубликованный 25 ноября журналом Rzeczpospolita. 51,3 % респондентов считают, что ситуация в зоне чрезвычайного положения опасна прежде всего для самих беженцев. Если брать по социальным группам, такой точки зрения придерживаются 78% жителей больших городов и 72% поляков с высшим образованием. А вот «деревенские и необразованные» винят во всем режим Лукашенко, ну и Россию заодно. Впрочем, только 34,9 % пшеков уверены, что миграционный кризис несет опасность для них лично.

Можно предположить, что нынешняя Речь Посполитая ищет баланс между политической и экономической выгодой. Жертвуя пешками в виде малых транспортных компаний, в том числе и своих, Польша в обмен на «защиту границ Европы от орд мигрантов» хочет получить привилегированное место в «блоке из 27 демократических стран». Ее цель предельно наглая и даже подленькая с точки зрения устава ЕС. Фактически Варшава, сохранив верховенство национального права над брюссельским и будучи одновременно равным партнером Евросоюза, пытается обхитрить Берлин и Париж.

Получится ли у Моравецкого и Ко эта хитрая игра, покажет время. Немцы и французы не лыком шиты. Но миграционный кризис на польской границе показал и то, что Лукашенко без всяких «Газпромов» смог сделать Белоруссию экономически значимой для Евросоюза страной, причем, настолько, что даже пшеки, во всяком случае образованные, категорически не хотят видеть в врага.