о ротации в руководстве разведки Пакистана и её возможных последствиях

«Любопытная деталь: «прощаться» публично с Баджвой, главой Вооружённых сил Пакистана, сместившим его, Фаиз Хамид не стал. Обошлись, что называется, без политеса. Пока публика гадала в нетерпении, уступит ли премьер армии или отстоит главу своей разведслужбы, внутри политического истеблишмента знали о том, что премьеру придётся уступить».

20 ноября 2021 года наконец-то произошла ротация глав могущественной Межведомственной разведки Пакистана (ISI): её новым главой стал бывший командующий Белуджским пограничным полком и штабом армии в Карачи генерал-лейтенант Надим Анджум.

А бывший глава ISI Фаиз Хамид сменил гражданский деловой костюм на военную форму и принял руководство Пешаварским полком.

Я писала ранее о том, какой политический кризис с далеко идущими последствиями вызвало смещение генерал-лейтенанта Фаиза Хамида с этого поста, о начавшейся фактически войне премьер-министра Имрана Хана с главой армии Пакистана генералом Камаром Джаведом Баджвой — возможно, самым влиятельным человеком в стране сегодня, и о том, почему Баджва решил поменять главу разведки ISI.

Нам с вами это интересно прежде всего потому, что смена главы пакистанской разведки стопроцентно отразится на внутриполитической ситуации в Афганистане.

Который стараниями предыдущего главы был молниеносно взят в августе талибами* и стремительно превращён в «Исламский Эмират Афганистан».

18—19 ноября 2021 года уходящий глава ISI Фаиз Хамид совершал прощальные визиты, широко освещаемые пакистанской прессой. Он посетил премьер-министра Имрана Хана, главу МИД Махмуда Курейши и других топ-чиновников Пакистана.

Любопытная деталь: «прощаться» публично с Баджвой, главой Вооружённых сил Пакистана, сместившим его, Фаиз Хамид не стал. Обошлись, что называется, без политеса.

Объявленное армией смещение влиятельнейшего в пакистанской политике главы ISI произошло, напомню, 6 октября 2021 года, а утверждено премьер-министром 26 октября.

Но пока публика гадала в нетерпении, уступит ли премьер армии или отстоит главу своей разведслужбы, внутри политического истеблишмента знали, что премьеру придётся уступить.

Поэтому, например, 21 октября в Кабул отправилась огромная пакистанская делегация, которую официально возглавлял глава МИД Курейши, а неофициально — Фаиз Хамид с главами подразделений ISI, передававший дела и, что было бы логичным, ставящий своих людей в Афганистане на ключевые точки, чтобы не сжигать мосты и не терять контроль над внутриафганской ситуацией.

Похоже, это была трудная эмоционально поездка для железного генерала: пакистанские и афганские СМИ отметили, что впервые увидели светского Фаиза Хамида с мусульманскими чётками в руках.

Пакистанскую делегацию встречал глава МИД Афганистана, в правительственном дворце встречать их вышел назначенный Пакистаном же премьер-министр Афганистана.

В конце концов, как мы помним, ISI создала «Талибан», а в августе 2021-го генерал Фаиз Хамид вместе с американскими коллегами привёл талибов к власти в Афганистане.

Было логично, что, фактически создав государство «Исламский Эмират Афганистан» со структурой его правительства, армии, силовых служб и разведки, Фаиз Хамид не уйдёт, не оставив после себя работающую структуру, рычаги к управлению которой находятся в его руках.

Показателен в этом плане случившийся в первых числах ноября в Кабуле громкий теракт: то самое «Исламское государство»**, вдруг воскресшее в Афганистане вместе с приходом к власти талибов, взяло на себя ответственность за нападение на военный госпиталь, где проходили лечение боевики «Талибана» и бывшие силовики афганских служб безопасности.

Как стало известно практически сразу после, одной из главных целей нападавших был мулла Хамдулла Мохлис, один из командиров талибского спецназа «Бадри 313» и экс-губернатор провинций Пактия и Хост, который оказался личным недругом Сираджуддина Хаккани, главы талибского МВД и одного из ключевых персонажей созданной ISI «сети Хаккани» (Haqqani Network).

Словом, до своего ухода в тень — командовать Пешаварским полком — глава ISI активно смещал и убирал фигуры на талибской шахматной доске.

В это самое время генерал Надим Анджум, протеже Баджвы, сдал пост командующего корпусом армии в Карачи и готовился стать мировой знаменитостью: пост главы Межведомственной разведки Пакистана будет на слуху и на виду у всего мира ввиду исключительно прямого влияния Пакистана и его разведки ISI на Афганистан и талибов.

В отличие от Фаиза Хамида, о котором даже после его назначения в 2019 году было известно крайне мало (в англоязычном сегменте сети интернет почти нет информации, где он учился, например), о новом главе информации достаточно, чтобы понять, кто он и кто мог лоббировать его назначение.

Итак, Надим Анджум, ставший 20 ноября 2021 года главой Межведомственной разведки Пакистана. Если не случится серьёзных эксцессов, он гарантированно пробудет на этом посту один год — вместе с генералом Баджвой до конца его полномочий, которые истекают в ноябре 2022-го.

Свою карьеру в армии генерал-лейтенант Надим Анджум начал в составе лёгкого противотанкового батальона Пенджабского полка.

Окончил Объединённый оружейный центр Великобритании (Сombined Arms Centre UK), Staff College Quetta, Advanced Staff Course UK, NDU в Исламабаде, американский APCSS на Гавайях и Королевский колледж оборонных исследований Великобритании.

Имеет степень магистра в Королевском колледже Лондона.

Камран Хан, президент и главный редактор Dunya Media Group, пишет: «Должностные лица, которые работали с генералом Надимом Анджумом, признают его человеком высочайшего уровня. Великолепный тайм-менеджер. Очень дисциплинированный. Прекрасное британское военное образование. Подлинно аполитичен!»

В переводе с дипломатического языка звучит это так: «Дисциплинированный, аполитичный, не имеет больших амбиций, никогда не опаздывает, всё делает в срок и вовремя — словом, отличный исполнитель». Безусловно, отличная характеристика для кандидата, которого вы собираетесь брать на работу.

Но лучшие ли это рекомендации для главы одной из самых влиятельных разведок Азии, которая непосредственно дирижирует кризисом и миром в Афганистане? Да, если руководство этой разведкой на самом деле будет осуществлять сильный, властный, опытный игрок. Словом, мои поздравления генералу Баджве с идеальным выбором.

Я уже писала ранее, что «сильная» квалификация Надима Анджума заключается в том, что он имеет большой опыт работы в Белуджистане и его столице Кветте, самой важной провинции для Китайско-пакистанского экономического коридора (CPEC) в Пакистане. Подчёркивая авторитет новоназначенного главы разведки, аккаунты, аффилированные с пресс-службой армии, размещают в Twitter и других соцсетях посты о том, с каким пиететом «простые кветтчане целуют руки справедливого генерала».

Кветта и порт Гвадар — один из ключевых стратегических объектов CPEC, ахиллесова пята уязвимой безопасности китайцев и их многомиллиардных проектов в Пакистане. Именно по китайцам в Белуджистане били некие тайные группировки внутри Пакистана, когда ISI рулил Фаиз Хамид.

Это были и атаки смертников на представителей китайского государства, и забастовки, и бунты гвадарских рыбаков против китайских трейлеров, и подрыв машины возле отеля, где остановился китайский посол... А уж чего стоит июльский подрыв автобуса с китайскими инженерами, работающими на проекте гидроэлектростанции в Дасу, который поставил весь проект CPEC под угрозу закрытия!

В общем, ставя у руля ISI абсолютно лояльного и аполитичного протеже, Баджва пытается закрыть вопрос с уязвимостью Белуджистана.

Так же, как серьёзный британский военно-образовательный бэкграунд генерал-лейтенанта Надима Анджума косвенно подтверждает моё предположение, что Фаиз Хамид проводил в Пакистане (и Афганистане) именно американские интересы, отодвинув Баджву с его дружбой с британским главкомом сэром Ником Картером (отправленным за «афганский провал» в отставку вместе с главой британского МИД Раабом) и изрядно поломав британские амбиции в регионе Аф-Пака за лето и осень — 2021.

Чего стоит ожидать от ротации в ISI? Полагаю, мы заметим обратное отыгрывание ситуации в пользу пробританских интересов и кандидатур — например, возможное возвращение в Пакистан бывшего премьера Наваза Шарифа, которого Фаиз Хамид (не без помощи высшего генералитета армии, конечно) выдавил в Лондон.

В Лондоне ждёт перемен советник по нацбезопасности бывшего президента Ашрафа Гани Хамдулла Мохиб, например, и многие другие. Не исключено, что другие участники афганского процесса начнут продавливать возвращение списанных было Фаизом Хамидом и США Хамида Карзая (который вдруг опять активно ворвался в медийную повестку) и Абдуллы Абдуллы.

Возможно предположить ротации в талибском правительстве Афганистана и назначение премьером муллы Барадара, о котором хлопочут многие сторонники «инклюзивности», в том числе Иран и Великобритания.

В казне Афганистана, что называется, мышь повесилась, и поэтому на время радикальная Haqqani Network вынуждена будет отъехать на задний план, дав место привычным политикам-шоуменам Афганистана, тем самым, чьи роскошные благодаря честной службе на благо родины дворцы-дома шокировали талибских юношей в августе 2021-го.

Инклюзивное правительство поможет разморозить финансовые активы Афганистана, привлечь гуманитарную помощь, может, даже какие-то безумцы что-то проинвестируют в страну под гарантии «инклюзивного» премьер-министра (например, Абдул Гани Барадара).

Стоит признать, что на данный момент в Афганистане действительно имеется значительный национальный перекос в системе госуправления.

Так, буквально неделю назад «Талибан» назначил губернаторов провинций Афганистана: из 34 человек — пять таджиков, один узбек, один туркмен, но ни одного хазарейца. Притом что хазарейцы составляют до 1/3 населения страны (и, к слову, являются опорной пятой Ирана в Афганистане).

Ставлю на то, что Пакистан даст добро на многократно поминаемую «инклюзивность» на радость китайцам, иранцам, британцам и прочим; в правительство подтянут хазарейцев, и под регулярные теракты и ещё пущее возрождение ИГИЛ всё это протянет год-два.

Потому что даже пуштун Абдул Гани Барадар, который, кстати, в 2021-м был назван американским журналом Time одним из влиятельнейших людей мира, прошёл серьёзную пакистанскую школу: с февраля 2010-го по сентябрь 2013-го находился в пакистанской тюрьме. А как утверждают серьёзные знатоки темы, выходили из неё живыми и допускались обратно в «Талибан» «принимать решения» только успешные «студенты», прошедшие обучение в высшей школе ISI.

Барадар школу эту окончил с отличием — стал руководителем Кветтской шуры в «Талибане».

Да и Фаиз Хамид, смещённый обратно в армию, отправлен руководить штабом армии в Пешавар, пуштунскую столицу и столицу провинции Хайбер-Пахтунхва, бывшую центром антисоветского движения моджахедов, с присоединённой к ней в 2018 году Территорией племён.

Держать в руках нити афганских племён в приграничном пакистано-афганском регионе — конкурентное преимущество перед новым главой ISI, который хорошо знает белуджский запад страны и иранские приграничные территории.

Что это всё значит? Только то, что возможное афганское перемирие окажется непродолжительным.

* «Талибан» — организация находится под санкциями ООН за террористическую деятельность.

** «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.