ЕС грозится ввести новые санкции против Белоруссии
В понедельник, 15 ноября, Евросоюз обсудит новые санкции против Минска. В российском МИД уже заявили, что любые европейские ограничения против Белоруссии нелегитимны и Москва окажет Минску всестороннюю поддержку.
Европа уже не раз вводила санкции против Белоруссии. Но они по большей части были не слишком чувствительными. Например, личные ограничения для белорусских чиновников. Реальные экономические последствия для Минска могут наступить после новых санкций на калий, это один из главных кормильцев белорусской экономики. И летом, после принудительной посадки самолета с Романом Протасевичем, такие ограничения уже ввели. Но главное — это детали.
Европейские санкции не затронули марки калия, которые Евросоюз сам покупает в Белоруссии. А остальное Минск может легко продать в Китай, Индию, Бразилию, которые к санкциям ожидаемо не присоединились. Свои ограничения для «Беларуськалия» ввели и США. Но эта компания — производитель удобрений, а есть еще Белорусская калийная компания — это монопольный трейдер, через которого Минск экспортирует удобрения, и он под санкции не попал, равно как и Белорусская железная дорога. О возможных новых последствиях европейских ограничений рассуждает управляющий партнер компании KGD group Григорий Добромелов:
Григорий Добромелов управляющий партнер компании KGD group «Любые экономические санкции в масштабах Белоруссии в некоторой степени будет покрываться российским рынком и российской экономикой. В этом плане санкции будут влиять на все большую ориентацию Белоруссии на российский и восточный вектор. Как мы радостно едим белорусские мидии и белорусские креветки, точно так же будут идти российские удобрения на европейский рынок».
Еще один вариант санкций — это закрытие всех переходов на польско-белорусской границе. Об этой возможной мере уже сказал польский премьер Матеуш Моравецкий. Но это как минимум приведет к транспортному коллапсу и затронет не только Белоруссию, но и Россию: через соседнюю республику к нам идут европейские товары. Конечно, грузы можно перенаправить через Балтийское море, но там не хватит мощностей. А другой аспект в том, что основные автомобильные перевозчики, которые едут к нам, — это сами поляки. И закрыть пункты пропуска — значит ударить по своему же бизнесу, тем более в самое горячее время перед новогодними праздниками, отмечает директор по развитию бизнеса FM Logistic в России Алексей Мисаилов.
Алексей Мисаилов директор по развитию бизнеса FM Logistic в России «Мое мнение, что Польша границу не закроет. Наверное, это было бы тотальным коллапсом. Альтернативные варианты — использовать паромные сообщения, которые ограничены, и уже сейчас существуют определенные сложности: по Балтийскому морю и «коротким плечом» доходить до Санкт-Петербурга. Количество паромов не безразмерное. Если посмотреть объем грузов, которые перевозятся из Европы автомобильным транспортом, то 40% перевозчиков — это польские перевозчики. Для них, как и для многих других участников бизнеса, конец года — самая горячая пора».
Также обсуждается введение санкций против белорусской авиации. Компании «Белавиа» уже запрещено летать в европейские страны. Но если внести ее еще и в черный список, то это значит, что перевозчик не сможет брать в лизинг самолеты за рубежом. А для «Белавиа» это важно, у нее в парке только девять собственных лайнеров. Остальные 20 — в лизинге, и взяты они в основном у европейских компаний. Но даже если санкции введут, то вряд ли они будут касаться действующих контрактов, то есть Белоруссия без самолетов пока не останется, а там что-нибудь придумается. Наконец, Politico сообщает, что под санкции могут попасть и наши «Аэрофлот», Utair, Nordwind, а также Turkish Airlines и Flydubai только за то, что они летают в Белоруссию. Но до таких санкций европейская бюрократия, наверное, все-таки не дойдет.