Зарубежные эксперты оценили перспективы сохранения целостности Великобритании
3 ноября – PenzaNews. Правительство Уэльса утвердило специальную комиссию, которая рассмотрит вопрос обретения регионом независимости в контексте будущих отношений с остальной частью Соединенного Королевства.
Из сообщения, опубликованного на сайте кабинета министров 19 октября, следует, что сопредседателями нового органа стали профессор Лора Макалистер (Laura McAllister) и бывший архиепископ Роуэн Уильямс (Rowan Williams). В тексте указано, что комиссия займется разработкой вариантов «реформы конституционных структур Великобритании, неотъемлемой частью которых остается Уэльс, а также рассмотрит все прогрессивные варианты укрепления валлийской демократии».
Вместе с тем Лора Макалистер заявила, что для обсуждения должны быть представлены все варианты.
«На данном этапе было бы абсурдно исключить какую-либо возможность выбора. Независимость означает разные вещи в зависимости от контекста», — сказала она.
Комиссия создана по инициативе министров валлийского правительства, которые являются членами Лейбористской партии. В партии националистов отметили, что новый орган позволит провести широкий разговор о будущем Уэльса, и заявили, что намерены сотрудничать с комиссией, чтобы обсудить вопрос о независимости. Валлийские консерваторы же назвали эту тему неактуальной.
При этом в другой административно-политической части Соединенного Королевства — Шотландии — вопрос о независимости стоит более остро. Так, в сентябре первый министр Шотландии, глава Шотландской национальной партии Никола Стерджен (Nicola Sturgeon) сообщила о намерении провести новый референдум о независимости до конца 2023 года, несмотря на сильную оппозицию со стороны Лондона.
«По мере того, как мы выходим из пандемии, мы должны сделать выбор, который будет формировать нашу экономику и общество на десятилетия вперед. Если позволит пандемия коронавируса, наша цель состоит в том, чтобы провести референдум о самоопределении до конца 2023 года», — сказала она, представляя шотландским депутатам повестку дня своего правительства на предстоящий год.
Непростая ситуация и в Северной Ирландии, где все чаще начинают задумываться об идее объединения острова. Согласно торговому соглашению, заключенному между Евросоюзом и Великобританией в декабре 2020 года, Северная Ирландия, покинувшая ЕС в составе королевства, осталась членом таможенного союза сообщества. Двойной статус позволил избежать появления границы между Ольстером и Ирландией, которая является страной Евросоюза, но потребовал ввести контрольные процедуры в портах для транспортировки ряда товаров из других частей Соединенного Королевства. Поставки британской продукции в Северную Ирландию из-за бюрократических сложностей были существенно затруднены, и это вызвало недовольство населения. В Евросоюзе настаивают на сохранении фактической таможенной границы между Северной Ирландией и Великобританией в Ирландском море.
В июне первый министр Северной Ирландии Арлин Фостер (Arlene Foster) была вынуждена сложить с себя полномочия вследствие давления со стороны однопартийцев. Они раскритиковали ее за выполнение протокола по Северной Ирландии, заключенного в рамках соглашения по Brexit. По мнению оппонентов политика, власти региона не смогли убедить Лондон в том, что документ в его нынешнем виде приведет лишь к росту напряженности в Северной Ирландии.
Как отмечают эксперты, у Евросоюза отсутствуют основания предоставить Шотландии и Северной Ирландии исключительные преференции в рамках взаимоотношений Великобритании и ЕС. Некоторые обозреватели полагают, что единственно доступный для этих территорий способ сохранить торгово-экономические связи с Евросоюзом и, соответственно, уровень жизни населения — это выход из состава Великобритании. Кроме того, они считают, что Лондону в принципе неинтересно состояние экономики Шотландии и Северной Ирландии, так как в приоритете решение собственных проблем и реализация амбиций.
Анализируя ситуацию в Уэльсе, профессор банковского дела и финансов в Кардиффской школе бизнеса Кент Мэттьюс (Kent Matthews) отметил, что действующие на сегодняшний день договоренности подходят как Лондону, так и Кардиффу, пусть Уэльс и заявляет о том, что ему не предоставляют достаточных ресурсов для достижения своих политических целей.
«Несмотря на призывы к независимости, администрация Кардиффа знает, что в нынешних условиях они прячутся за курсом жесткой экономии центрального правительства. Именно этим они объясняют тот факт, что не смогли гарантировать каждому социализм от «колыбели до могилы», обещанный «старыми» лейбористами. Любая попытка повысить фискальную привлекательность за счет снижения налогов для предприятий или подоходного налога незамедлительно повлияет на доходы, а текущие налоговые правила не позволят правительству брать займы на рынках капитала для обеспечения плавности доходов. Точно так же повышение налогов приведет к увеличению доходов в краткосрочной перспективе, но министерство финансов уменьшит свои взносы в соотношении один к одному», — сказал Кент Мэттьюс.
Таким образом, на его взгляд, существующие правила поддерживают статус-кво.
«Дальнейшая передача полномочий Уэльсу только повысит ответственность Кардиффа и, вероятно, не предоставит для ее несения каких-либо финансовых средств», — подчеркнул эксперт, добавив при этом, что для динамичной и процветающей экономики Уэльсу действительно нужна независимость и создание финансовых условий для привлечения прямых иностранных инвестиций и английского бизнеса непосредственно на территорию региона.
«Экономика Уэльса составляет около 3% ВВП Великобритании. Союз сплачивают история и ностальгия. При нынешнем политическом мышлении Уэльс не будет жертвовать краткосрочной болью ради долгосрочной выгоды, как это сделал Сингапур, когда он был вытеснен из Малайзии. Лучше зависеть от Вестминстера и жаловаться на его подлость, чем быть независимым. Государственный сектор в Уэльсе больше, чем где-либо в Великобритании. Возможностей для частного сектора мало, а свободная экономика капиталистического типа — это последнее, чего уэльские политические классы захотят ради независимости. У Уэльса есть потенциал, но его мечты слишком скромны», — пояснил Кент Мэттьюс.
Между тем профессор социальной политики в университете Кента Питер Тейлор-Губи (Peter Taylor-Gooby) выразил мнение, что созданная в Уэльсе специальная комиссия в первую очередь нацелена на обсуждение внутренних проблем валлийцев.
«Я думаю, что ее работа будет больше касаться местного самоуправления. Группа, призывающая к независимости, в регионе довольно мала», — сказал эксперт.
Он напомнил, что и Шотландия, и Северная Ирландия в ходе референдума по Brexit выступили против выхода из ЕС, но тем не менее не могут выработать единой позиции по вопросу нахождения в составе Великобритании.
«Так, независимости хотят около половины шотландцев и еще меньшее число жителей Северной Ирландии», — подчеркнул Питер Тейлор-Губи.
Комментируя потенциальные изменения в политике Лондона, он исключил вероятность усиления контроля над Уэльсом, Шотландией и Северной Ирландией. На его взгляд, эти части Великобритании, напротив, могут получить чуть более широкие полномочия в сфере самоуправления, однако независимости не добьются.
«Некоторые английские регионы также могут получить больше самоуправления», — добавил профессор.
В свою очередь эксперт Европейского института при Лондонской школе экономики и политологии Иэн Бегг (Iain Begg) считает, что поднятые Brexit вопросы об отношениях между четырьмя территориями в составе Великобритании еще больше обострились в связи с различными подходами регионов к борьбе с пандемией.
«Неудивительно, что руководство Уэльса также решило изучить позицию своего населения, а учитывая, что в регионе уже существует движение за независимость и политическая партия, которая его поддерживает, — «Плайд камри» – Партия Уэльса (Plaid Cymru), такой сценарий обязательно будет одним из обсуждаемых вариантов развития ситуации», — сказал аналитик.
При этом, на его взгляд, наиболее актуальным вопрос о независимости является для шотландцев.
«Именно правящая Шотландская национальная партия стремится провести второй референдум по этому вопросу. В Ирландии речь идет об объединении, а не о независимости, но это очень сложно с политической точки зрения из-за антагонизма между двумя «племенами». Северная Ирландия была создана 100 лет назад, поскольку протестантское население было против того, чтобы становиться частью независимой римско-католической Ирландии, и конфликты конца ХХ века продемонстрировали масштабы этого разделения», — напомнил Иэн Бегг.
По его словам, чтобы противодействовать призывам к независимости, Лондон может пойти на передачу дополнительных полномочий территориям.
Профессор Школы экономики Ноттингемского университета Оливер Моррисси (Oliver Morrissey) выразил мнение, что включение в обсуждение вопроса о независимости Уэльса является предупреждением Лондону о необходимости уважать автономное правительство в регионе.
При этом независимость, на его взгляд, является более реальной перспективой для Шотландии, где в ходе референдума по Brexit перевес сторонников Евросоюза был весьма существенным — 62% против 38%.
«Нельзя утверждать, что большинство жителей непременно проголосуют за независимость, когда им в следующий раз представится такая возможность, но эта тема продолжит быть актуальной», — подчеркнул эксперт.
Ситуация в Северной Ирландии, по его словам, намного более сложная, а население еще больше разделено.
«В то время как большинство проголосовало за то, чтобы остаться в ЕС, значительное меньшинство выступило за то, чтобы остаться в составе Великобритании, в то время как другое значительное меньшинство предпочло бы вхождение в состав объединенной Ирландии», — сказал Оливер Моррисси.
Анализируя вероятные шаги британского правительства, эксперт разделил мнение о том, что регионам, скорее всего, будет предоставлена большая самостоятельность.
«Для Лондона было бы опасно пытаться усилить контроль над автономными регионами, поскольку это увеличило бы поддержку независимости Шотландии и стремления Северной Ирландии к объединению с Республикой Ирландия. Более вероятный ответ Лондона будет заключаться в том, чтобы предоставить регионам еще больше автономии и таким образом сохранить целостность Великобритании. Вместе с тем я не уверен, что кто-то может дать точное определение суверенитету Великобритании — интерпретация этого понятия будет разной в Англии, Шотландии, Северной Ирландии и Уэльсе», — добавил Оливер Моррисси.
Профессор политологии в Университете Ковентри Мэтт Квортруп (Matt Qvortrup) полагает, что вопрос о независимости находится на столе переговоров лишь формально.
«В своей книге «Я хочу вырваться на свободу: искусство создания нового государства», которая будет издана в 2022 году, я анализирую это довольно подробно, и мой вывод заключается в том, что стремление к независимости происходит только в том случае, если правительство в метрополии пытается этому сопротивляться», — сказал эксперт.
«Борис Джонсон (Boris Johnson) хочет использовать ЕС как способ отвлечь внимание от других насущных проблем, включая COVID-19. Он пытается поссориться с Брюсселем, потому что знает, что это играет на руку националистам в его партии. Дело в том, что поддержка независимости Шотландии связана с Евросоюзом: большинство шотландцев не хотели покидать ЕС. [...] Однако нет никаких признаков того, что большинство шотландцев одинаково хотят независимости. Последние три опроса показали, что большинство независимость не поддержат», — пояснил Мэтт Квортруп.
Вместе с тем, на его взгляд, Борис Джонсон хотел бы сохранить данный вопрос актуальным, так как это ослабляет лейбористов, которые не смогут вернуться к власти без победы в Шотландии.
«Первый министр Шотландии Никола Стерджен (Nicola Sturgeon) знает, что «нет» на втором референдуме навсегда положит конец мечте о независимости Шотландии, как это произошло в Квебеке. Она знает, что может проиграть, но референдум играет на руку националистам в ее партии. Таким образом, и Джонсон, и Стерджен заинтересованы в том, чтобы сохранить этот вопрос на повестке, но не проводить референдум. Вот так интересы партийной политики превосходят интересы Великобритании», — резюмировал эксперт.