Террористическая угроза и давление Европы: Республика Мали на историческом перепутье

Ключевая страна Западной Африки — Республика Мали — настойчиво ищет новые подходы к решению сложнейших социальных, экономических и оборонных проблем, с которыми страна столкнулась в последние два десятилетия. Особую озабоченность у нынешнего руководства республики, где ключевые позиции занимают имеющие боевой опыт военные, вызывает террористическая угроза, многократно усилившаяся с развалом в 2011 году государственности Ливии. С падением режима Каддафи с северо-востока в страну хлынул широкий поток оружия и экстремистов, так как по территории Мали проходят важнейшие транспортные коридоры, связывающие северную и западную части Африки.

Террористическая угроза и давление Европы: Республика Мали на историческом перепутье
© ТАСС

В поисках нового партнерства

Геополитическая ситуация в регионе Сахель, по мнению малийских властей, существенно ухудшилась в последние месяцы после неожиданного для африканских стран решения Франции переформатировать свое присутствие в этой части континента. В результате Мали сейчас ищет новых и надежных международных партнеров, которые способны помочь стране укрепить национальные вооруженные силы, научить новой стратегии и тактике борьбы с терроризмом. Правительство африканской страны не скрывает, что хочет расширить взаимодействие с Россией в военной области.

"Россия — надежный и серьезный партнер, — заявил на минувшей неделе министр обороны по делам ветеранов Мали полковник Садио Камара, принимая в столице страны Бамако закупленные у РФ четыре военных вертолета Ми-171. — Российская Федерация — дружественная [нам] страна, с которой Мали всегда поддерживала очень плодотворные партнерские отношения". Глава Минобороны подчеркнул: "Чрезвычайная скорость выполнения контракта на поставки вертолетов демонстрирует надежность и серьезность России как партнера, с которым мы всегда и с большим удовольствием сотрудничаем в интересах обеих стран".

Среди возможных новых форм взаимодействия двух страны руководство Мали рассматривает вариант привлечения на коммерческой основе российских военных специалистов. Как отмечает малийский новостной портал aBamako, в Бамако самым внимательным образом следят за развитием событий в Центрально-Африканской Республике (ЦАР), где российские военные инструкторы, работающие по контрактам, помогли правительственным силам нанести с минувшего декабря мощные удары по отрядам повстанцев. В результате последние были вынуждены оставить города ЦАР и стратегические поселки, уйдя в сельскую местность, где их продолжают преследовать армейские подразделения. Действия вооруженных сил ЦАР, которые поддерживают их международные союзники, в том числе из России, рассматриваются в многочисленных странах Африки как несомненный успех и пример эффективных действий.

Альтернативный вариант

Выступая 25 сентября на Генеральной Ассамблее ООН, премьер-министр Мали Шогель Кокалла Маига заявил, что "Франция бросила Мали на произвол судьбы на середине пути". Он подчеркнул, что в создавшихся чрезвычайных условиях страна вынуждена искать новых международных и надежных партнеров. "В создавшейся ситуации нам необходимо иметь альтернативный план, — подчеркнул Маига. — Не исключен ни один вариант. Когда будет принято соответствующее решение, то о нем все узнают из официального сообщения правительства Мали".

Агентство Reuters в середине сентября передало, что, согласно полученной им информации, власти Мали рассматривают возможность заключения соглашения с частной российской компанией на прибытие в страну до 1 тыс. военных инструкторов. Спустя несколько дней МИД Франции и Минобороны Германии заявили, что возможное сотрудничество правительства Мали с российскими частными военными компаниями поставит под вопрос нахождение военных контингентов этих стран на территории Мали.

В свою очередь МИД Мали подчеркнул в специальном заявлении, что страна "имеет полное суверенное право самостоятельно выбирать своих международных партнеров для решения стоящих перед ней проблем, в том числе в сфере безопасности. Правительство Мали не позволит другим государствам решать, с какими партнерами страна должна взаимодействовать, а с какими нет".

При этом власти опираются на общественное мнение. Так, проведенный с 30 сентября по 3 октября национальной службой GISSE опрос жителей Бамако показал, что 78,58% выступают за более тесные военные связи с Россией и за прибытие в Мали российских военных инструкторов. Против высказались 7,6% респондентов. При этом 89,6% жителей столицы положительно относятся к России, симпатии по отношению к Франции испытывают 7,1% населения Бамако. Однако критика нынешнего руководства Мали со стороны Парижа продолжается. Президент Франции Эмманюэль Макрон поставил на днях под вопрос легитимность правительства Мали, заявив, что оно не является подлинным, "поскольку создано в результате двух государственных переворотов".

Два переворота за два года

Тяжелый внутриполитический кризис возник в Мали в начале лета 2020 года. Созданное влиятельным имамом Махмудом Дико Движение 5 июня — Объединение патриотических сил (M5-RFP) провело в июне и июле в центре Бамако серию мощных демонстраций против политики тогдашнего президента страны Ибрагима Бубакара Кейты в социальной, экономической областях, а также в сфере безопасности, требуя его немедленной отставки. Полиция жестоко разгоняла акции протеста, в которых участвовали в основном молодые люди, были жертвы. Одновременно на улицах малийских городов проходили митинги движения, требовавшего ухода Франции как бывшей колониальной державы из всех важных сфер жизни Мали.

На волне растущего недовольства властями 18 августа 2020 года в стране произошел военный переворот. Группа офицеров во главе с полковником Ассими Гоитой захватила власть, приостановила действие конституции, арестовала президента Кейту и премьер-министра Бубу Сиссе, поместив их на армейскую базу. Спустя сутки президент Кейта объявил о своей отставке и роспуске правительства.

Военные назначили 21 сентября новым временным президентом Мали генерала в отставке и бывшего министра обороны страны Ба Ндао, а на должность премьер-министра — бывшего главу МИД Моктара Уана. Гоита стал вице-президентом Мали, ответственным за силовой блок. Однако 24 мая текущего года президент и премьер были задержаны и смещены со своих постов той же группой военных. Гоита объявил, что лишил их полномочий несколько часов спустя после того, как они назначили новый состав правительства, не согласовав с ним состав силового блока. В свою очередь малийский новостной портал aBamako сообщал, что недовольство военных также вызвала политика Ба Ндао, предполагавшая заключение контрактов на закупку вооружений в основном у французских компаний, которая игнорировала выгодные сделки с производителями из других стран. Постановлением Конституционного суда Мали вице-президент Ассими Гоита был объявлен главой государства на переходный период. Официальная инаугурация Гоиты состоялась 7 июня. В тот же день он назначил на пост премьер-министра переходного правительства Мали одного из руководителей движения M5-RFP Шогеля Кокаллу Маигу.

Вопрос о выборах

Сразу же после августовского переворота в Мали инициативу по возвращению страны к гражданскому правлению взяла на себя влиятельная региональная организация — Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС). После серии консультаций с военными властями был достигнут компромисс, согласно которому через 18 месяцев — в феврале 2022 года — в Мали должны пройти президентские и парламентские выборы, а также восстановлены все институты гражданской власти. В обмен на это ЭКОВАС отказалось от политики санкций в отношении Мали.

После майского переворота военные власти Мали подтвердили проведение президентских и всеобщих выборов в феврале 2022 года. Однако в последние месяцы появились признаки того, что нынешние геополитические трудности грозят замедлить переходный период. Так, Шогель Кокалла Маига на днях заявил, что президентские и парламентские выборы в Мали могут быть отложены на несколько недель или месяцев. "Для нас главное не столько сама дата выборов, сколько задача провести их так, чтобы никто не оспаривал ход и итоги голосования", — заявил премьер. Он сообщил, что вопрос о сроках проведения выборов решит Национальная ассамблея в предстоящем октябре. Ряд общественных движений и профсоюзных организаций Мали потребовали, чтобы переходный период продлился еще три года. По их мнению, именно этот срок необходим для полной стабилизации ситуации в стране. При этом более 79% жителей Бамако выступают за перенос президентских выборов на более поздний срок.

Лидеры 13 государств, объединенных ЭКОВАС, на саммите 16 сентября потребовали от нынешнего руководства Мали предоставить не позднее октября 2021 года график проведения мероприятий, которые должны завершиться президентскими и парламентскими выборами не позднее 27 февраля 2022 года. В противном случае ЭКОВАС пригрозило ввести персональные санкции против лиц, которые затягивают переходный процесс в этой стране.

Борьба с терроризмом

В последнее десятилетие для Мали и всего региона усиливается угроза со стороны международного терроризма. Действующие практически на всей территории страны исламистские террористические группировки, включая "Исламское государство в Западной Африке" (ISWAP) и "Исламское государство в Большой Сахаре" (ISGS), являющиеся структурами "Исламского государства" (ИГ, запрещена в РФ), увеличили число атак на армейские и гражданские объекты, убивая и похищая военных и гражданских.

Резолюцией Совета Безопасности ООН весной 2013 года была создана Многопрофильная комплексная миссия ООН по стабилизации в Мали (МИНУСМА). Ее задача состоит в оказании помощи властям Мали в укреплении безопасности на территории страны. На текущий день МИНУСМА насчитывает 15 тыс. военнослужащих.

В августе 2014 года Франция начала военную операцию "Бархан" с целью борьбы с исламистскими группировками в пяти странах Сахело-Сахарского региона (Мали, Буркина-Фасо, Мавритания, Нигер и Чад). "Бархан" стала продолжением операции "Сервал", которую французские военные проводили в 2013–2014 годах в Мали. По данным силовых ведомств, в операции задействовано в общей сложности около 4,5 тыс. человек. Однако сейчас Парижем принято решение изменить формат операции "Бархан", что приведет к уходу французских войск из северных районов Мали.

Нынешние действия Франции поставили под вопрос и будущее оперативной группы Takuba (Task Force Takuba), развертывание которой было начато год назад в ключевом регионе центральной части Сахеля — Липтако. Группа Takuba была создана в марте 2020 года совместным решением правительств Франции, Германии, Великобритании, Нидерландов, Бельгии, Чехии, Дании, Эстонии, Швеции, Норвегии, Португалии.

Закрытие баз

До конца текущего года Франция приступит к закрытию своих баз на территории Мали. На военную операцию в этой стране, которая длится восемь лет (столько же, сколько продолжалась война в Алжире), она расходует ежегодно около миллиарда евро.

О перегруппировке французских сил президент Франции Эмманюэль Макрон сообщил на июльских переговорах с лидерами стран "сахельской пятерки" — Мали, Буркина-Фасо, Мавритании, Нигера и Чада. Численность контингента (5 100 военнослужащих) будет сокращена на 50%. Как подчеркнул президент, борьба против исламистских группировок в Сахеле — это задача не только африканских стран, но участие в ней обязывает адаптироваться к новым условиям. Франция неоднократно делала это с момента начала операции в Мали в январе 2013 года, заметил он. Военное присутствие будет преследовать отныне две цели: продолжать нейтрализацию двух региональных террористических исламистских группировок и повышать потенциал местных вооруженных сил.

Призыв Меланшона

Часть политических аналитиков призывает к полному выводу французских сил из саванной зоны Африки. Французская армия должна была помешать боевикам-исламистам укрепиться в регионе тропической Африки южнее Сахары. Но добиться стабильности военными усилиями так и не удалось. Лидер левого движения "Неподчинившаяся Франция" Жан-Люк Меланшон на пресс-конференции в соседней с Мали Буркина-Фасо заметил, что присутствие войск Франции на малийской территории должно рано или поздно завершиться. Он потребовал проведения консультаций с народом Мали, чтобы "быстро решить этот вопрос".

Франция, напомнили в экспертном сообществе, ушла из бывшей Югославии и Афганистана после того, как потеряла там соответственно 112 и 90 солдат, а сотни ее военнослужащих были ранены. В Мали погибли 55 солдат. Готовы ли французские политики ждать, пока потери в африканских тропиках достигнут сопоставимых масштабов?

Сторонники военной операции считают, что сравнения едва ли правомерны, поскольку на балканский и афганский театры военных действий страна шла за союзниками, не имея там очевидных интересов. После 20 лет пребывания на территории бывшей Югославии французский контингент окончательно покинул ее в 2013 году с уходом из Косова. Вывод французских войск из Афганистана состоялся годом раньше, в 2012-м, после 11 лет размещения в стране и также не имел оперативного значения.

Нерешенные задачи

Дальнейшее оказание помощи Мали эксперты связывают с выдвижением реалистичных задач. "Бороться с терроризмом необходимо, но что дальше?" — заметил антрополог Жан-Пьер Дозон. Реконструировать страну не так легко. Уровень насилия в Мали является беспрецедентным. Восстановление территориальной целостности предполагает в том числе решение вопроса туарегов, чей сепаратизм спровоцировал кризис.

В Париже напоминают об исторических связях. Мали обрела независимость в 1960 году после 77 лет французской колонизации. "Африка не является нашим задним двором, даже если у нас есть там история, интересы, партнеры", — подчеркивал Николя Саркози, пытавшийся в период президентских полномочий в 2007–2012 годах выстроить прагматичные отношения с Африкой. Определенное влияние на политику Парижа оказывает малийская диаспора во Франции, насчитывающая около 80 тыс. человек. Деловые связи между тем ограничены. В прошлом десятилетии западноафриканская страна занимала лишь 165-е место среди партнеров Франции. Так, ключевое значение для французских АЭС имеет добыча урана в Нигере. Но непосредственно в экономике Мали, особенно в инфраструктуре, сегодня гораздо сильнее влияние Китая.

Реакция Парли

Французские аналитики отметили, что после саммита Россия — Африка в октябре 2019 года страны к югу от Сахары заключили ряд двусторонних соглашений с Москвой. Побывав в минувшем месяце в Бамако, министр вооруженных сил Франции Флоранс Парли высказалась против привлечения к обеспечению безопасности Мали российской ЧВК. "Мы хотим возвращения малийского государства, а не прихода российских наемников", — написала она в Twitter.

Реакция премьера Мали Шогеля Кокаллы Маиги последовала на сессии Генассамблеи ООН. Окончание французской операции "Бархан", заметил он, "ставит Мали перед свершившимся фактом". В Бамако намерены поэтому "искать пути для более эффективного обеспечения безопасности в автономном режиме с другими партнерами". В Елисейском дворце, в свою очередь, назвали постыдным заявление Бамако о том, что Париж бросил Мали на произвол судьбы. На церемонии закрытия сезона "Африка-2020" Макрон сказал, что заявление премьера "не делает чести правительству, которое даже не является таковым, поскольку создано в результате двух государственных переворотов".

В первый день октября, сообщили французские СМИ, малийские власти получили четыре вертолета из России. Как признают французские специалисты, поворот к РФ вызван реальной потребностью в безопасности стран региона, которые не особенно удовлетворены тем, что предлагают США и их западные союзники.

Мали в цифрах

Мали является одной из наиболее бедных стран планеты, занимая по размеру своего ВВП 119-е место в мире. Среднемесячный доход малийца составляет в пересчете на валюту США $4,1 в день. При этом половина населения страны живет за установленной Всемирным банком чертой бедности — с доходом менее $1,25 в сутки. По подсчетам ООН, Мали является 12-й беднейшей страной Африки из 54 государств континента.

Одна из главных экономических проблем Мали состоит в том, что импорт превышает по своей стоимости экспорт. В течение десятилетий страна не может преодолеть отрицательный торговый баланс. Так, в 2018 году Мали экспортировала товаров и услуг на $2,86 млрд, а импортировала их на $3,6 млрд. Первое место в экспорте Мали занимает золото, ежегодно страна продает его на мировых рынках на сумму $2,5 млрд. Численность населения Мали, согласно последним оценкам ООН, достигает 21 млн, средний возраст жителей страны — 16,3 года. Мусульмане составляют 90% населения республики.

Дмитрий Горохов, Виталий Макарчев