Войти в почту

Все или ничего: Япония не удовлетворится двумя курильскими островами и требует все четыре

Избрание премьер-министром Японии Фумио Кисида, занимавшего пост министра иностранных дел в бывшем кабинете Синдзо Абэ, вызывает массу вопросов, один из главных среди которых, какой курс возьмет новый лидер по проблеме территориального спора с Россией из-за Южных Курил.

Все или ничего: Япония не удовлетворится двумя курильскими островами и требует все четыре
© Свободная пресса

Как напоминают японские СМИ, входе дебатов на выборах председателя партии, оценивая дипломатию Абэ по Россией, Кисида выразил намерение стремиться к «возврату Японии всех четырех северных островов» и таким образом фактически отошел от линии Абэ на первоначальное возвращение 2 островов – Малой Курильской гряды (в Японии ее называют Хабомаи) и Шикотана после подписания мирного договора. Возвращение Кунашира и Итурупа должно было произойти следом в ходе переговоров…

Отмечается, что в период своего пребывания на посту министра иностранных дел в правительстве Абэ Кисида неоднократно высказывал в своем окружении недовольство «дипломатией примирения», которую тогда продвигал офис тогдашнего премьер-министра. В этой связи с российской стороны в его адрес звучала критика, что он, мол, «придерживается односторонней ориентации на США».

«Мы продемонстрируем свое активное присутствие на международной арене и защитим наши национальные интересы». Так высказывался Кисида на пресс-конференции по случаю своей инаугурации в качестве нового председателя ЛДП, состоявшейся 29 сентября. Он также говорил о внешней политике и политике безопасности и выразил готовность углублять в сотрудничестве с США концепцию «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона», но никак не упомянул отношения Японии с Россией.

Кисида также положительно оценил прошлую линию Абэ в отношениях с Россией, заявив: «Тогда имелось активное и настойчивое движение к продолжению обсуждения двусторонних отношений, основанное на сложившихся в то время отношениях личного доверия между высшим руководителями наших стран». Однако при этом он избежал конкретного позитивного упоминания т.н. «сингапурской договоренности» между Абэ и Путиным о том, что на основании Совместной советско-японской декларации 1956 года Россия после заключения мирного передаст Японии только два острова. Кроме того, он никак не ответил на содержавшийся в письменном интервью с ним вопрос газеты «Хоккайдо симбун» о том, должна ли упомянутая Совместная декларация оставаться и сегодня основой для территориальных переговоров с Японии с Россией.

Означает ли это, что новый японский лидер не только не намерен отказываться от прежнего курса на требование решения территориального спора на японских условиях, но и готов ужесточить требования?

— Думаю, Кисида останется приверженцем конфронтационного курса, — говорит руководитель Экспертного совета Фонда стратегического развития Игорь Шатров. — И вот почему. Японский лидер прекрасно понимает, что такая политика не принесет никаких плодов, кроме ухудшения отношений. Но время надежд закончилось. Все маски сброшены. В российскую Конституцию вписан прямой запрет на отторжение территорий в пользу иностранных государств. И иллюзии, что когда-нибудь удастся договориться о передаче Японии Россией хотя бы двух островов Южно-Курильской гряды, развеялись.

Почему же Кисида тогда говорит о невозможном как о реальном? Полагаю, что таким образом он расширяет на будущее пространство для маневра. А маневр возможен, например, по вопросу совместной хозяйственной деятельности на островах. С недавних пор Россия стала приглашать на Курилы иностранных инвесторов на выгодных условиях. Не только японцев, а любых иностранцев. Мало сомнений, что подобные предложения заинтересуют тех же китайцев. А Китай как кость в горле Японии. Несмотря на то, что сейчас Япония отказывается от совместной деятельности на островах, со временем придет к пониманию своей выгоды. И вот тогда завышенные претензии нового премьера можно будет разменять на реальные проекты. Но только без китайцев. Уверен, что это будет обязательным условием. Не факт, что Россия примет такое условие. Но подобное предложение рано или поздно прозвучит из Токио.

«СП»: — Почему бы и Северные Курилы не потребовать? Японские коммунисты вон требуют давно, но официальные власти пока не заикались о таком. Почему?

— В случае Северных Курил или Южного Сахалина японским властям не на что ссылаться. Нет никаких международных документов, оспаривающих право России на эти территории. Но как бы там ни было, советско-японская Декларация 1956 года по Южным Курилам существует. Другое дело, что ее положения некорректно толкуются японской стороной да и в принципе уже не действуют.

«СП»: — Эксперты и политики считают, что Кисида был весьма обеспокоен тем, что, заняв позицию чрезмерного примирения с Россией, не встретит ли он в качестве кандидата на пост будущего премьер-министра негативную реакцию Соединенных Штатов. При чем тут вообще США? Какую роль они играют в этом споре и чего хотят добиться? Насколько Кисида готов на них ориентироваться?

— США играют в этом споре главную, основополагающую роль. Не было бы конфронтационной позиции США, не было бы и российско-японских противоречий. Изначально действия Соединенных Штатов, не пригласивших в Сан-Франциско в 1951 году Китай в качестве стороны для подписания мирного договора с Японией, создали базу для будущего разлада в отношениях Советского Союза с Японией. В итоге СССР не подписывал Сан-Францисский мирный договор, посчитав его сепаратным, но руководствовался ранее заключенными Ялтинскими соглашениями, которые признавали право СССР на возврат ранее оккупированных Японией территорий. Только и всего. Но и дальнейшие подвижки в советско-японском диалоге в эпоху Хрущева, когда в 1956 году обсуждался план передачи японцам Шикотана и гряды Хабомаи, были разрушены непримиримой позицией американцев. Угрожая навечно оккупировать Окинаву и весь архипелаг Рюкю, Штаты добились от Японии выхода из диалога. В советские годы Японию называли непотопляемым авианосцем США. Чтобы сохранить такое положение надолго, лучше – навсегда, американцы всегда вбивали клин в отношения между Москвой и Токио. Так что Кисида был обеспокоен не зря. И пока он добросовестно отрабатывает свой «номер», действуя исключительно в интересах американских хозяев.

«СП»: — Если гипотетически представить, что договорились бы на определенных условиях на два острова, на этом вопрос был бы закрыт?

— Возможно. Но только в том случае, если бы Япония впоследствии нашла в себе силы проводить независимую внешнюю политику. Ни в один послевоенный год в этом она не была замечена.

«СП»: — При этом многие японцы считают, что у Кисиды ничего не выйдет. Якобы из-за того, что изменились цены на энергоносители, и у Москвы теперь есть козырь. При чем тут вообще цены на энергоносители? Курилы не отдадут ни при каких ценах! На что вообще они еще рассчитывают?

— Тема Южных Курил, или «северных территорий» уже давно стала в Японии внутриполитической разменной картой. Чтобы получить голоса группы националистически настроенного электората, политики используют ее в своей предвыборной кампании, а потом, как могут, как получается, отрабатывают этот вопрос. Они время от времени возвращаются к нему и напоминают этой части своих избирателей, что остаются приверженцами политики возврата «северных территорий».

«СП»: — По-вашему, при Кисида диалог никуда не сдвинется с мертвой точки? О совместной деятельности, как можно понимать, речи уже не идет?

— Думаю, 100-го премьера Японии в этой части обязательств перед избирателями постигнет та же участь, что и 99-го, и 98-го, и всех их предшественников.

По словам члена политсовета партии «Другая Россия Э.В. Лимонова»*Андрея Милюка, политики всех стран мира говорят своим избирателям ровно то, что они хотят слышать:

— Если бы это звучало хоть немного правдоподобно, Кисида еще и Сахалин целиком потребовал бы отдать японцам. Тем более, что поведение российского МИДа к этому подталкивает. Наше государство, жестокое и мстительное изнутри, мечтает дружить со всем миром, часто в ущерб своим национальным интересам. Закроют глаза на любую выходку японцев.

Будет некорректно представлять ситуацию так, что Кисида отошел от политики Абэ. Оба, прагматичные и рассудительные, действовали исходя из существующих обстоятельств. Отказ от «дипломатии примирения» вызван в первую очередь изменением этих внешних обстоятельств.

Обе стороны прекрасно понимают, что Япония не получит все четыре острова, раз не добилась их даже в самые ничтожные времена российской государственности. Поэтому японцы торговались, пока Кремль был готов торговаться и почти прямым текстом предлагал поделить Южные Курилы в обмен на заключение мирного договора. Обмен земли на обещания в эпоху, когда все нарушают свои обещания, — это выгодный для японцев обмен.

Затем Кремлю пришлось отступить от своих позиций — так велико оказалось народное возмущение. И даже пойти на демонстрацию силы против японских интересов, дабы восстановить доверие народа. Токио сделал выводы и перестал торговаться, а заодно вернулся к враждебной нам риторике, чтобы не злить уже своих граждан. Кажется, что и в Японии, глядящей в рот Западу, реальная политика мало зависит от персоналий — всем заправляет глубинное государство, как минимум определяет основное направление движения.

Японский обыватель трактует эти процессы как признаки усиления России, ее необузданной агрессии. В поверхностной своей конспирологии он сводит вместе российский газ, замерзающую без этого газа Европу и Путина, и совершенно не смущается тем, что действующие лица этой пьесы находятся на другой стороне континента. И черт бы побрал эту Японию, не до нее, но таков обыватель в каждой стране: глобус мира крутится вокруг столицы его Родины.

Несмотря на всю воинственную риторику Токио, японцы продолжат договариваться с Кремлем. Тем более, что сам Кремль предлагает выход: совместное хозяйствование. То есть ползучая оккупация островов в обмен на инвестиции, совместные предприятия, растянутую на годы наживу. Не самое плохое для японцев предложение.

Если нельзя взять все острова — возьмут сначала половину. Если нельзя сразу — возьмут постепенно. К сожалению, это очень последовательная политика наших противников.

*не зарегистрирована Минюстом РФ