Войти в почту

Кто станет новым канцлером Германии

Худший результат в истории для блока Меркель, состоящий из Христианско-демократического и Христианско-социального союзов (ХДС/ХСС) и неожиданный у «Зеленых» — таковы главные итоги парламентских выборов в Германии, прошедших 26 сентября. Кто займёт место немецкого канцлера и как после выборов могут выстраиваться отношения с Россией? Об этом «Парламентской газете» рассказал вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев.

Кто станет новым канцлером Германии
© Парламентская газета

- Константин Иосифович, на выборах в Бундестаг победила Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) 25,7%, блок ушедшей с поста канцлера Ангелы Меркель ХДС/ХСС набрал всего лишь 24,1%, а вот «Зеленые» удивили, получив довольно высокие 14,8%. Есть ещё Свободная демократическая партия (11,5%) и «Альтернатива для Германии» (10,3%). Как вы оцениваете итог выборов, о чём говорят эти цифры?

- Итоги, на мой взгляд, предсказуемые. Всё -таки избирателям хочется новизны. А пребывание на вершине власти в Германии одной политической силы в течении 16 лет (именно столько возглавляла страну «христианский демократ» Ангела Меркель, первая женщина на посту канцлера — прим. ред.) - это много.

- В некоторых СМИ пишут о сокрушительном поражении «партии Меркель» — это худший результат за всю историю её существования. Это действительно так?

- Если брать историческую перспективу, то да, это наихудший результат ХДС/ХСС. Но если посмотреть на разрыв меду первым и вторым местом на выборах, то он небольшой — всего полтора процента.

- По итогам выборов будет сформирована коалиция, которая и должна путем переговоров избрать канцлера. Кто, на ваш взгляд, имеет наиболее реальные шанс возглавить немецкое правительство после Ангелы Меркель?

- Абсолютно уверен, что это будет кто-то из СДПГ или ХДС/ХСС. Либо лидер социал-демократов Олаф Шольц (нынешний министр финансов Германии — прим.ред.), либо «первый номер» христианских демократов Армин Лашет. При это во втором случае, считаю, возможны кадровые перестановки внутри партийного блока и появление новой кандидатуры от «христиан-демократов».

- Как будут меняться отношения Германии и России после выборов?

- Подозреваю, что они будут носить менее предсказуемый характер. Особенно, если пост главы МИД, согласно давней немецкой традиции, будет отдан не главным политическим силам, а «группе поддержке. В данном случае, её составляют «Зеленые» и свободные демократы — ни те, ни другие в русофильских настроениях замечены не были.

Парадокс нынешних немецких переговоров по кандидатуре нового главы правительства состоит в том, что их исход будут определять не столько победившая на выборах СДПГ и не ставший вторым блок ХДС/ХСС, а именно «Зеленые» и Свободно-демократическая партия. Они будут до последнего торговаться за своё согласие войти в коалицию, и выберут того, кто согласится на будущие уступки. Подозреваю, что одним из предметов торговли может быть более жесткая позиция Германии к РФ в целом и к «Северном потоку-2» в частности.

- Когда может быть известно имя нового канцлера?

- Межпартийные переговоры будут не простыми — думаю, их итог мы узнаем не сегодня и не завтра и даже не в ближайший месяц. Считаю, выбор кандидатуры нового канцлера станет для Германии во многом историческим. Определяя её, немцам предстоит определиться, чью сторону они займут по ключевым вопросам. Например, чью сторону Германия займёт в споре между США и Францией по подводным лодкам, в споре между теми, кто выступает за выстраивание отдельной оборонной структуры для ЕС и теми, кто предлагает полностью довериться НАТО.

При этом у любого канцлера, который в итоге получит этот пост, будет значительно меньше свободы маневра в решениях, чем у Меркель. Она обладала огромным авторитетом, который складывался все годы пребывания её у власти. А её приемнику придется такой авторитет зарабатывать.

- Эксперты утверждают, что в Европе сегодня фактически не остаётся ярких харизматичных лидеров в политике. А выборы-2021 в Германии это подтвердили. Согласны с такой точкой зрения?

- На первый взгляд фигур, равных де Голлю, Аденауэру или Брандту, действительно не просматривается. Но и Меркель, когда её избрали, таким лидером никому не казалась — она выросла в яркого политика позже. Поэтому, как говорится, никогда не говори никогда.

С другой стороны, время персоналий в европейской политике уходит в прошлое. Как и уходит в прошлое национальный суверенитет стран Европы. Сегодня мы наблюдаем в ЕС политику бесконечных компромиссов. И если, скажем, де Голлю приходилось договариваться с 6-12 странами в Европе, то Меркель это уже надо было делать с 26 партнерами по ЕС. Очевидно, что в таких условиях возможность для яркого политического движения, для ярких решений сводится к минимуму.