Лондон и Москва снова спорят об отравлениях минувших дней

Британская полиция нашла третьего «российского шпиона» в деле Скрипалей. Правительство Великобритании теперь требует выдать всех троих россиян, наш МИД опять не видит существенных доказательств причастности России. А ЕСПЧ вспомнил 2006 год: он признал ответственность Москвы за гибель бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко.

Лондон и Москва снова спорят об отравлениях минувших дней
© BFM.RU

Европейский суд по правам человека просто согласился с выводами расследования британской прокуратуры шестилетней давности. По этой версии, бывший коллега Литвиненко по ФСБ Андрей Луговой и бизнесмен и бывший сотрудник ГРУ Дмитрий Ковтун при отравлении действовали с одобрения российских властей, фактически были их агентами. Еще в 2015-м эти заявления не повлекли никаких юридических и политических последствий.

Сейчас ЕСПЧ отметил, что эффективного расследования дела со стороны России так и нет. По решению Европейского суда Москва должна выплатить супруге Литвиненко Марии Картер (ранее ее звали Марина Литвиненко) 100 тысяч евро в качестве компенсации морального ущерба и еще 22,5 тысячи судебных издержек. Сама Картер требовала 3,5 млн.

В Кремле заявление об ответственности России назвали голословным, в российском МИД — ошибочным. А обвиняемый британскими властями Андрей Луговой, который сейчас переизбрался в Госдуму от ЛДПР, назвал решение суда и вовсе «максимально идиотским и подрывающим репутацию ЕСПЧ».

Но ухудшения отношений на этом фоне ждать не стоит: по сути ЕСПЧ дал лишь оценку работе российской судебной системы, а не правительства, говорит директор московской коллегии адвокатов «Липцер, Ставицкая и партнеры» Дмитрий Аграновский.

Дмитрий Аграновский директор московской коллегии адвокатов «Липцер, Ставицкая и партнеры» «Европейский суд во всех известных мне делах не подменяет собой следственные органы. Если он устанавливает нарушение статьи 2 [Конвенции о защите прав человека], то в абсолютном большинстве случаев идет речь о том, что государство не провело эффективного расследования. Как правило, такие решения являются основанием для возобновления этого расследования. Европейский суд не может установить, что какие-то лица или какое-то государство виновны в каких-либо преступлениях. И суд всегда подчеркивает, что он является субсидиарным по отношению к местным, национальным судам».

Заявлений от британских властей на этот счет не было. Но уже через несколько часов в Лондоне снова заговорили о российском ГРУ. Королевская прокурорская служба назвала имя третьего подозреваемого по делу об отравлении Скрипалей. Это герой расследований Bellingcat и The Insider (издание признали иностранным агентом) Денис Сергеев — сотрудник, как следует из публикаций, Главного управления Генштаба ВС России. Скотланд-Ярд подтвердил версию журналистов, что он работал в команде с сотрудниками ГРУ Александром Мишиным и Анатолием Чепигой, скрывавшимися под псевдонимами Петров и Боширов. Сам Сергеев использовал документы на имя Сергей Федотов, прилетел в Лондон в тот же день и несколько раз встречался с ними, хоть в Солсбери и не ездил. Улетели они тоже в один день, но разными рейсами. Всем троим заочно предъявлены обвинения в покушении на убийство, хранении и применении химоружия.

Лондон будет делать все возможное для их задержания, заявил британский премьер Борис Джонсон. В ответ российский МИД осудил попытки Британии переложить на Россию ответственность по этому делу.

В Великобритании отравление Литвиненко и Скрипалей сегодня слились в одну общую историю. Никто не хочет вражды, но и иллюзий особо не строит, говорит правозащитник, житель Лондона Андрей Сидельников.

Андрей Сидельников правозащитник, житель Лондона «После этого случая я ездил в Солсбери. Я разговаривал с людьми там. Конечно, для них, кто живет в этой местности, это не на неделю информационный повод. Сейчас новая информация вышла, конечно же, все газеты об этом написали. Но через неделю это будет спад. Россия виновна — здесь в обществе нет никакого сомнения по этому поводу. Другое дело, что какое-то возмездие — в понимании людей — должно быть. Но никто никаких иллюзий не строит: все прекрасно понимают, что Россия их выдавать не будет, и, конечно, есть определенные опасения к любому, кто связывает себя с Россией. На бытовом уровне опасения такие существуют».

Срок санкций ЕС по делу Скрипалей истекает меньше чем через месяц. Они действуют против девяти россиян, которых считают причастными к применению химоружия в Солсбери и Сирии. Пока дело не сдвинулось с места, скорее всего, они будут продлены. США и Великобритания недавно ввели санкции сразу по делам Скрипалей и Навального, но они тоже персональные и касаются в основном сотрудников ФСБ.

Литвиненко бежал в Великобританию в 2000-м, получил британское гражданство в 2006-м и вскоре умер в больнице Лондона. Плохо ему стало после совместного чаепития с Луговым и Ковтуном. Причиной отравления, как заявляется, стал радиоактивный полоний-210.