День, когда вспоминают героев Крымской войны
9 сентября в Крыму отмечают День памяти воинов, павших в Крымской войне 1853-1856 годов. Эта дата учреждена решением республиканского парламента по инициативе Русской общины Крыма в 1996 году.
По традиции, 9 сентября в Симферополе пройдут памятные митинги у Долгоруковского обелиска и на Русском кладбище, где похоронены солдаты Крымской войны. В мероприятиях примут участие руководители региона и его представители в Совете Федерации и Государственной Думе.
Сергей Лавров и Сергей Нарышкин — «за»
«Значение Крымской войны намного превышает региональный масштаб. По мнению многих историков, её можно фактически считать нулевой мировой, ведь боевые действия велись не только на Крымском полуострове, но и на Кавказе, на Балтике, на Белом море и даже на Тихом океане, на Камчатке», — рассказал в комментарии «Парламентской газете» член Совета Федерации, председатель Русской общины Крыма Сергей Цеков.
Он надеется, что в конце концов 9 сентября станет не только региональной, но и федеральной памятной датой. Сенатор подготовил соответствующий законопроект, который, по его словам, уже получил положительный отклик, в частности, у министра иностранных дел Сергея Лаврова и председателя Российского исторического общества, директора Службы внешней разведки России Сергея Нарышкина. В ближайшее время Цеков планирует внести этот законопроект в Государственную Думу.
В Крымской войне Россия противостояла тогдашнему «коллективному Западу» (Великобритания, Франция, Сардиния), который пришёл на помощь Турции, чтобы ослабить своего главного геополитического противника и попытаться вытеснить его со стратегически важного полуострова в Причерноморье. Именно тогда, в середине XIX века, наглядно проявилась роль Севастополя как форпоста, который позволяет контролировать ситуацию в Чёрном море. Этот город и сегодня представляет собой исторический заповедник Крымской войны под открытым небом. О ней напоминают памятники Затопленным кораблям, Павлу Нахимову, Владимиру Корнилову, Эдуарду Тотлебену, Петру Кошке, Льву Толстому, который принимал участие в обороне города в качестве офицера-артиллериста и написал, пожалуй, самое знаменитое литературное произведение о той войне — «Севастопольские рассказы».
Русская Троя: месяц за год
Принято считать, что Крымская война закончилась для России поражением, в результате которого она на пятнадцать лет потеряла право иметь военный флот на Чёрном море и была отстранена от первых ролей в международной политике. Однако я, выросший в Севастополе, мальчишкой пропадавший на Историческом бульваре, Малаховом кургане и Братском кладбище, играя в адмирала Нахимова и матроса Кошку, сотни раз всматривавшийся в лица героев на эпическом полотне Рубо и десятки раз перечитавший «Севастопольские рассказы», никогда не воспринимал ту войну как поражение. Она дала всему миру образцы удивительного героизма русских людей, заставив в поисках аналогий обращаться к легендарным античным примерам. Великий французский писатель Виктор Гюго недаром назвал Севастополь Русской Троей. Историк Камилл Руссе так разъяснил метафору классика: «Всё это также происходило на уголке земли, на границе между Азией и Европой, где великие империи встретились… Десять лет перед Троей, десять месяцев перед Севастополем». Месяц шёл за год. Такой была эта великая севастопольская эпопея.
«К концу дня груды мёртвых и умирающих мешают пехоте маневрировать. Вечером вид поля битвы приводит полководцев в содрогание. Трупы англичан и французов так тесно сплетены с трупами русских, словно они зубами впились друг в друга. «Я никогда не видел ничего подобного!» — воскликнул старый лорд Раглан, — а он видел Ватерлоо!..» — описывал Гюго Крымскую войну.
«Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникли в душу вашу чувства какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах», — писал Лев Толстой, и эти его слова вдохновляли защитников города уже во время второй героической обороны, в дни Великой Отечественной войны.
Заграничные Севастополи
Примеры героизма севастопольцев произвели такое впечатление на весь мир, что в честь защитников города русской славы назвали города в Соединённых Штатах Америки, Великобритании, Австралии.
В Америке мы можем обнаружить сегодня сразу четыре Севастополя, ещё по одному расположены в Великобритании и Австралии.
Самый большой американский Севастополь находится в Калифорнии, округ Сонома. Его население составляет около восьми тысяч человек. По легенде, свое название калифорнийский Севастополь получил в конце пятидесятых годов XIX века после… драки в городском баре, которую кто-то сравнил с длительной осадой русского Севастополя, бывшей тогда на слуху у всего мира.
Там же, в Калифорнии, находится ещё одно небольшое поселение с названием Севастополь; не имея своего муниципалитета, оно управляется властями округа Невада.
Население Севастополя, расположенного в штате Висконсин, составляет около трёх тысяч жителей. А в крошечном Севастополе в штате Миссисипи живёт около 300 человек.
В Великобритании Севастополь можно обнаружить в Южном Уэльсе, в графстве Торвайн. Это рабочий район в городе Понтипул, население которого составляет около 36 тысяч человек.
Ну и, наконец, австралийский Севастополь — это район с населением около десяти тысяч на окраине города Балларат в штате Виктория.
Несколько месяцев назад я написал письма властям каждого из этих городков. «Я живу и работаю в городе Севастополе, Крымский полуостров, Россия, в честь которого назван ваш город, — писал я. — Готовлю материалы для научных и журналистских статей о населённых пунктах, которые в других странах называют Севастополем. Их несколько. По моим оценкам, как минимум шесть, четыре из которых находятся в США и по одному в Австралии и Великобритании. В связи с этим мне интересно узнать об истории вашего города. Известно ли, когда и почему он получил такое название? Есть ли в городе музей, рассказывающий о его истории? Ваши жители что-то знают о российском Севастополе? Есть ли энтузиасты, которые могут быть заинтересованы в налаживании переписки с представителями Севастополя в России? В свою очередь, готов предоставить информацию об истории и современной жизни «моего Севастополя». С уважением, Александр Мащенко, филолог, журналист. Севастополь. Россия».
Как эхо Крымской войны докатилось до Австралии
Ни из Штатов, ни из Великобритании ответов, увы, получить не удалось. Тому могут быть разные объяснения, одно из которых — нынешний уровень отношений между Россией и этими странами. «Как бы чего не вышло, если мы вступим в переписку с жителями оккупированного Россией Крыма», — могли подумать американские и британские чиновники. Тем не менее и в США, и в Великобритании на этих географических примерах хорошо известно, что Севастополь и Крым — это Россия, ибо именно в честь русского, а не украинского Севастополя они называли свои городки в середине XIX века.
А вот из Австралии ответ пришёл. Советник по наследию (Heritage advisor) города Балларат Аннабел Нейлон поблагодарила меня за интерес к истории её родины и рассказала, что австралийский Севастополь получил своё название в период «золотой лихорадки», которая охватила Зелёный континент в пятидесятых годах XIX века. Золотоискатели взрывали горную породу, и постоянный грохот навёл местных жителей на сравнение с осадой далёкого русского города Севастополя, о которой много писали местные газеты.
Кроме того, на официальном сайте Балларата можно найти под заголовком «Севастопольский «забавный факт» следующую информацию. В 1855 году местность, называемая Боншоу, была переименована в Севастополь «в честь Севастополя на Украине», места важного сражения во время Крымской войны, в котором Османская империя, Сардиния, Франция и Великобритания воевали против России на Крымском полуострове в Европе. Крымская война была известна как первая война, которую широко освещали в ежедневных газетах. Название «Севастополь» было вдохновлено реалистичным репортажем о Крымской войне. Говорят, что использование горняками пороха для подрыва базальтовой породы плато напомнило шахтёрам пушечный огонь, описанный в репортажах о Крымской войне».
С тех пор прошло уже больше полутора веков, а Севастополь по-прежнему остаётся в центре внимания репортажей зарубежных средств массовой информации о новой, гибридной Крымской войне, которую ведёт против России современный «коллективный Запад».