Войти в почту

о выводе американских войск из страны

Да, конечно, Ирак — это не столь разрозненный, ослабленный и разноплеменной Афганистан, нынешняя политическая элита Ирака гораздо более ответственная и патриотичная, нежели моментально сбежавший президент Афганистана Ашраф Гани. Но параллели с Афганистаном напрашиваются не только в связи с тем, что Ираку предстоят болезненный процесс ухода американцев и, следовательно, высочайшая опасность хаотизации этого процесса: волны насилия, беженцев, политического кризиса и угрозы безопасности соседям.

Пока всё мировое информационное пространство занято выводом американских войск из Афганистана, послужившим триггером для новой фазы афганского конфликта и втягиванием в него региональных и мировых держав, все забыли ещё об одной стране, которая стоит на очереди за Афганистаном.

Речь идёт об Ираке.

До конца 2021-го Вашингтон и Багдад объявят о выводе американских войск из Ирака, которые находятся там после вторжения в страну в 2003 году под предлогом обладания Саддамом Хусейном оружием массового уничтожения. Которое, как мы знаем, обнаружено не было.

Парламент Ирака сразу после убийства командующего силами «Кудс» генерала Сулеймани и Абу Махди аль-Мухандиса, руководителя Сил народной мобилизации (проиранских шиитских военизированных формирований в Ираке), в январе 2020-го принял решение, что войска США должны покинуть Ирак как можно быстрее.

С тех пор тема полного вывода американских войск стала темой №1 в политической повестке Ирака и стоящего за ним Ирана.

Иракские политики, которые давно уже сидят в иранском кармане, требуют от США исполнения решения парламента и скорейшего вывода американских войск.

The Wall Street Journal 22 июля 2021 года в своём эксклюзиве сообщила, что решение в Белом доме наконец принято и до конца 2021-го США выведут из Ирака свою группировку, которая на сегодня насчитывает 2500 военнослужащих.

Как говорится, господин Байден, уступая многочисленным требованиям шиитских трудящихся, решил исполнить их мечту. Хотите без американцев? Американцы плохие? Ну что ж, получите — распишитесь. И это на фоне происходящего ужаса в Афганистане.

Но сам премьер-министр Ирака Мустафа аль-Казыми, который как бы лоббирует вопрос вывода американских войск, на самом деле больше боится многочисленных иранских прокси и проиранских милиций, которых в Ираке больше, чем американцев.

Америка — далеко, а Иран — близко, и иранская геополитическая стратегия, именуемая теократическим режимом «осью сопротивления», держит путь в Сирию как раз через Ирак.

Ирану не нужен сильный и независимый Ирак, ибо сильный и независимый Ирак может повторить саддамовский сценарий с военным нападением и восьмилетней изматывающей войной или послужить плацдармом для вторжения. Даже если сегодня этот сценарий кажется малореалистичным.

Более реалистичным, учитывая политику иракского премьер-министра аль-Казыми, видится то, что Ирак будет делать всё, чтобы выбраться из удушающих цепких объятий Ирана: усложнит визовый режим и усилит границы, начнёт потихоньку разбираться с иранскими прокси, которые как ответ на американское вторжение появились в Ираке и пустили корни в систему госбезопасности, станет диверсифицировать экономику и снимать Ирак с энергетической зависимости, на которую подсадили его проиранские политики последнего десятилетия.

Нынешний премьер-министр Ирака Мустафа аль-Казыми, о котором я много раз рассказывала в своих колонках здесь, стал премьером в мае 2020-го, через несколько месяцев после ликвидации Сулеймани в аэропорту Багдада.

Во время того самого знаменитого спича Трампа и брифинга в Белом доме (Трамп в окружении главных силовиков страны говорит о том, что главный враг США Касем Сулеймани убит, поэтому военного удара по Ирану не будет) аль-Казыми возглавлял разведку Ирака.

И когда «главный иранский стратег», иногда проводивший в «зелёной зоне» Багдада рабочие совещания в кресле тогдашнего премьер-министра Адиля Абдул-Махди, ушёл со сцены, аль-Казыми возглавил правительство и взял курс на мягкую, но решительную борьбу с мощным иранским присутствием в стране.

Последние годы американцы усиленно тренировали, обучали и вооружали иракские силы безопасности — Iraqi Counter Terrorism Service (ICTS), чтобы оставить после себя боеспособную профессиональную армию и силы безопасности, способные дать отпор и иранским прокси, и якобы вновь поднимающему голову «Исламскому государству»* (ИГ).

«Нам больше не нужны истребители, потому что они у нас есть, — пояснил в интервью WSJ глава МИД Ирака Фуад Хуссейн. — Что нам нужно? Нам нужно сотрудничество в области разведки. Нам нужна помощь с обучением. Нам нужны военные, которые помогут нам в воздухе».

То, что администрация Байдена готова помогать с воздуха и радикальными способами, было продемонстрировано и 22 февраля 2021-го в Сирии, когда американцы ударили по позициям проиранских боевых групп, и ударами с воздуха по позициям проиранских «Катаиб Хезболла» и «Катаиб Сайид аль-Шухада» 27 июня 2021 года в районе границ Сирии и Ирака.

Пентагон заявил, что удары были направлены на оперативные объекты и склады оружия и «США предприняли необходимые, уместные и продуманные действия, направленные на ограничение риска эскалации, а также чтобы послать чёткий сигнал сдерживания».

25 июля 2021-го премьер-министр Ирака Мустафа аль-Казыми вылетел из Багдада в Вашингтон для встречи с президентом США.

Год назад, в августе 2020-го, он посещал Белый дом при президенте Трампе, в этом — для встречи с Байденом. Для Ирака это хороший знак — смена президента не означает смены курса США в отношении Ирака.

На всё это с большим вниманием смотрит Тегеран. С одной стороны, официально Иран поддерживает усилия аль-Казыми по выводу американских войск, который США уже публично анонсировали. Это то, чего добивались иранцы и их «архитектор по Ираку» Сулеймани.

С другой — в Иране прекрасно понимают, что аль-Казыми, не являющийся ручным иранским политическим актором, не сулит иранской экспансии ничего хорошего и что наверняка иракский премьер попытается с американцами предпринять что-то такое, чтобы максимально дистанцировать Иран от участия во внутренней политике и выдавить проиранские милиции из системы госбезопасности страны.

Поэтому в начале августа 2021-го в Тегеран на встречу с новым президентом Раиси был вызван из Ирака новый глава «Аль-Хашд аш-Шааби» Фалих аль-Файяд.

И произнесена заготовленная речь Раиси, которую опубликовали иранские СМИ. Этакая телеграмма Мустафе аль-Казыми: «Инициатива властей по мобилизации и созданию Сил народной мобилизации была умным шагом, который принёс и будет приносить благословение народу Ирака. Эта организация оказывает огромную поддержку развитию и прогрессу Ирака в защите от заговоров иностранцев, подобно тому как в Иране организация «Басидж», созданная благодаря мудрости имама Хомейни».

В общем, официальный Иран считает, что в Ираке он как у себя дома, иностранцем в чужой стране себя не считает и уходить оттуда не намерен.

В июле активность иранских служб безопасности в Ираке возросла. 14 июля 2021-го тогдашний министр разведки Ирана Махмуд Алави прибыл в Ирак с многодневным визитом. Он встречался со спикером парламента аль-Халбуси — того самого парламента, который, напомню, в начале 2020-го проголосовал за немедленный вывод американских войск, следуя указу Тегерана.

Также Алави встретился со своим коллегой, министром разведки Ирака, и президентом Бархамом Салехом. Минуя премьер-министра Мустафу аль-Казыми.

О чем это говорит? О двух важных вещах.

1. Иран готовится принять активное участие в парламентских выборах в Ираке, которые состоятся в октябре 2021-го, и продавить в парламент как можно больше своих людей, включая движение шиитского клерика Муктады ас-Садра.

2. Иран готовится к тому самому часу икс — началу вывода американских войск, чтобы ещё жёстче продавить и усилить присутствие своих военизированных групп в возможном хаосе и занять освобождающееся после американцев место.

Да, конечно, Ирак — это не столь разрозненный, ослабленный и разноплеменной Афганистан, нынешняя политическая элита Ирака гораздо более ответственная и патриотичная, нежели моментально сбежавший президент Афганистана Ашраф Гани.

Но параллели с Афганистаном напрашиваются не только в связи с тем, что Ираку предстоят болезненный процесс ухода американцев и, следовательно, высочайшая опасность хаотизации этого процесса: волны насилия, беженцев, политического кризиса и угрозы безопасности соседям.

А это Иран — 1458 км, Сирия — 605 км, Саудовская Аравия — 814 км, Турция — 331 км, Кувейт — 242 км, Иордания — 181 км.

Но и потому, что «Аль-Хашд аш-Шааби» является таким же инструментом иранской политики и государственных интересов исламской республики в Ираке, как «Талибан»* является инструментом влияния Пакистана в Афганистане.

Можно по-разному их оценивать и интерпретировать, президент Ирана Раиси, например, считает, что иранский аналог «Басиджа» в Ираке — это благо для Ирака и несёт ему мир и безопасность, но кто-то в Ираке, похоже, с этим совсем не согласен и ищет все варианты спасения от обязывающей персидской любви и заботы.

28 августа 2021-го в Багдаде прошла конференция по сотрудничеству и партнёрству, которую провёл премьер-министр Ирака аль-Казыми (кто читает мои колонки давно, знает, что это один из моих любимых политиков региона).

Это была амбициозная задача — из раздираемых США и Ираном задворок вновь выходить на авансцену как некогда серьёзнейшее и сильное государство региона и стать площадкой для политических переговоров топ-уровня.

Девять государств — восемь региональных, в том числе враждующие между собой Иран и Саудовская Аравия, а также — внимание! — Франция, представленная президентом Эммануэлем Макроном.

Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси, король Иордании Абдалла II, премьер-министр Кувейта шейх Сабах Халид аль-Хамад ас-Сабах, эмир Катара, вице-президент ОАЭ, а также главы МИД Саудовской Аравии, Турции и Ирана.

У различных экспертов по региону есть свои трактовки смысла и целей этого ближневосточного саммита, у вашей же покорной слуги сложилось убеждение, что разведчик аль-Казыми прекрасно осведомлён о планах Тегерана на грядущий сезон осень — зима (о битве за Кербелу, где в незапамятные, древние времена погиб шиитский (иранский) святой имам Хусейн, и всех прочих персидских основаниях считать Ирак своим домом), поэтому собирает силовую коалицию на тот случай, если решать вопрос придётся уже не дипломатическим путём.

Хотя, конечно, осторожный премьер предпочтёт дипломатию переговоров всем остальным способам, но соседа своего он знает слишком хорошо.

А самое прекрасное в этой багдадской встрече то, что прибывший туда президент Франции Эммануэль Макрон «уверил» премьер-министра Ирака, что, какое бы решение ни приняли США, Франция по-любому останется в Ираке для совместной «борьбы с терроризмом».

Так что зря вы называете президента США Спящим Джо. Настоящий солдат продолжает следить за обстановкой даже во сне.

США уйдут, раз вам так хочется. Только «смотрящим» вместо них останется Франция, славно отрекламировавшая свое оружие в «сирийских» сериях культового французского сериала «Бюро легенд».

«Подобного рода дипломатия никогда не была более важной, чем сейчас, так как мы стремимся снизить напряжённость между соседями и расширить сотрудничество по всему Ближнему Востоку, а лидерство Ирака в этом вопросе является историческим», — гласит коммюнике Белого дома от имени президента Байдена.

Такое заявление о лидерстве Ирака восприняли в Мешхеде и Тегеране наверняка очень тяжело. Знает ведь Байден, как сделать больно гордым людям. Более того, президент Франции отправился гулять по Мосулу (Иракскому Курдистану) так, словно он тоже в Ираке как у себя дома.

Это пережить уже никак нельзя — и вот летит молнией видеоконференция из МИД Ирана.

«Мученики Ирана и «сопротивление» и их противостояние ИГ — вот что позволило президенту Франции бродить по Мосулу в Ираке», — заявил спикер МИД Ирана Саид Хатибзаде.

Так что готовимся к осенне-зимнему сезону сериала «В Багдаде неспокойно», который, очень надеемся, не перейдёт в «Афганистан 2.0».

* «Исламское государство» (ИГ) — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014.

** «Талибан» — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 14.02.2003.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.