Войти в почту

«Нравственное безумие»: почему князя Николая Константиновича считали позором семьи Романовых

Племянник императора Александра II Великий князь Николай Константинович в семье Романовых считался изгоем. Из-за клептомании его выслали подальше от двора. Но и в изгнании он продолжал шокировать царственных родственников. Князь жил в собачьей стае, имел несовершеннолетних любовниц и появлялся на люди голым. Лучшие психиатры тех времен ставили племяннику императора диагноз «нравственное безумие».

«Нравственное безумие»: почему князя Николая Константиновича считали позором семьи Романовых
© BigPicture.ru

Пропавшие бриллианты

В 21 год князь Николай стал командиром кавалерийского эскадрона и закрутил роман с американской танцовщицей Фанни Лир. Чтобы закончить эти отношения, семья Романовых отослала молодого аристократа подальше от столицы. После участия в Хивинском военном походе Николай вернулся в Санкт-Петербург и возобновил отношения с Фанни.

Фанни Лир и князь Николай перед отправкой в армию

Весной 1874 году мать 24-летнего князя Николая Александра Иосифовна обнаружила пропажу. С оклада иконы, с которой она венчалась, пропало три бриллианта. Княгиня вызвала полицию, которая обнаружила камни в одном из ломбардов Санкт-Петербурга. Выяснилось, что продал их адъютант Варнаховский, а камни передал ему сам Николай Константинович.

Никакого раскаяния

Николай на Библии поклялся, что не виноват, и император Александр II привлек к расследованию жандармского шефа Петра Шувалова. Генерал-губернатор три часа допрашивал Николая в присутствии его отца, князя Константина Николаевича. В дневнике родитель подозреваемого написал:

«Никакого раскаяния, никакого сознания… Ожесточение и ни одной слезы. Заклинали всем, что у него осталось святым, облегчить предстоящую ему участь чистосердечным раскаянием и сознанием! Ничего не помогло!»

Николай с родителями

Выяснилось, что бриллианты украл князь Николай, который хотел продать драгоценности и потратить деньги на американскую любовницу. На семейном совете Романовых было решено выслать князя из столицы и публично признать его душевнобольным. Он с детства отличался странным поведением, которое с возрастом переросло в признаки психического заболевания.

Император Александр II

Имя проворовавшегося родственника запрещалось упоминать в документах Императорского Дома. Николай лишался наследства и вычеркивался из армейских списков, а в частной жизни при нем всегда должна была находиться стража. За первые 7 лет опальный князь поменял 10 мест ссылки. Князь жил в Украине, Поволжье, Туркестане.

Нравственное безумие

29 июня 1901 года 52-летний Николай Константинович на 3 года прибыл в Балаклаву. Здесь он до обеда спал на полу с собаками и каждый день купался в море. В теплое время года «августейший больной» ходил по дому голым и в таком виде часто выходил на балкон, где его видели зеваки. Зимой он прекращал мыться и отказывался придерживаться любых правил гигиены.

Дореволюционная Балаклава

От жандармов и врачей он требовал привести к нему мальчика или девочку для сексуальных утех. Главное условие – возраст не старше 12 лет. Исходя из собственного опыта, он советовал заплатить родителям ребенка побольше денег. Крымский доктор Бильвайс провел обследование больного и поставил ему диагноз Folie morale – «нравственное безумие».

Дом Николая Константиновича Романова в Ташкенте. Современная фотография

Врачи пришли к выводу, что причинами помешательства князя могли стать осложнения от сифилиса, которые он перенес в юности, и наследственность. Мать больного тоже страдала от психических расстройств и галлюцинаций. Приват-доцент Московского университета Владимир Сербский поставил Николаю Романову диагноз «дегенеративный психоз с притуплением нравственного чувства».

Николай Константинович (первый слева) с женой Надеждой Александровной и братом Константином

В 1904 году Николай Константинович переехал в Ставрополь, а через 3 года вернулся в Ташкент. Там ему стало легче и он занялся орошением засушливых регионов Туркестана. Князь приветствовал Февральскую революцию, отречение императора и писал поздравительное письмо председателю временного правительства Александру Керенскому. Умер изгнанник в 1918 году от воспаления легких.

Смотрите также – Как семья Романовых жила последние дни перед трагической казнью