Войти в почту

Победить и вернуться: спецподразделение «Альфа» отмечает день рождения

Их девиз – победить и вернуться. Легендарная «Альфа» отмечает сегодня свой день рождения. За спиной бойцов спецподразделения сотни боевых операций и тысячи спасенных жизней, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Дмитрий Барбаш.

1972-й год. Теракт на Олимпийских играх в Мюнхене, убиты 11 израильских спортсменов. Тогда руководство КГБ принимает решение: создать в СССР группу по борьбе с террором.

«В группу «А» отбирались только сотрудники КГБ СССР, обладающие определенными физическими данными не ниже КМС и первого разряда и психологической устойчивостью. Была большая комиссия с руководством КГБ, которая персонально разбирала каждую кандидатуру», – вспоминает президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров.

Главная цель антитеррористической элиты – спасение людей любой ценой, даже собственной жизни. Только известных успешных операций десятки, а сколько засекреченных. «Задача стояла четко. Мы не могли даже в мыслях допустить не только убийство заложника, но даже его ранение», – отметил вице-президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Алексей Филатов.

Одна из самых известных операций – «Шторм 333». Штурм дворца президента Афганистана Хафизуллы Амина. Его поручили бойцам только что сформированных подразделений сводных отрядов Комитета госбезопасности «Зенит» и «Гром», куда вошли офицеры группы А, и «мусульманскому батальону» Главного разведуправления Генштаба.

«Обучение шло на русском языке, никаких молитв. Водитель мог работать и снайпером, и пулеметчиком. Все должны были уметь пользоваться средствами связи, оказывать медицинскую помощь», – рассказал полковник в отставке, кавалер Ордена Ленина Рустамходжа Турсункулов.

Бойцы спецгруппы освобождали заложников из захваченных самолетов и наземного транспорта, выполняли боевые задачи в Африке, Азии, в Европе. Единственный раз «Альфа» нарушила приказ в 1993-м, когда танки били прямой наводкой по Белому дому. Вместо штурма офицеры начали переговоры, а потом без единого выстрела вывели людей из здания.