Войти в почту

Земля и воля: как работал анархо-социализм в Штатах 19-го века

Американцы очень обижаются, когда им говорят, что социализм был придуман в Европе. На самом деле первая половина XIX века прошла в США под знаком множества социалистических идей и практик. Правда, это был аграрный анархо-социализм. В его основе лежали сами принципы создания США – автономность и помощь бедным «активами», землей, которой тогда в Америке было в избытке.

Земля и воля: как работал анархо-социализм в Штатах 19-го века
© BigPicture.ru

Также в основе этих идей была борьба против городов, монополий и банков. Города и его главные элементы и увели этот «ветхий» социализм из мейнстрима. Но во время Великой Депрессии эти идеи возродились.

Американцы очень обижаются, когда им говорят, что социализм был придуман в Европе. На самом деле первая половина XIX века прошла в США под знаком множества социалистических идей и практик. Правда, это был аграрный анархо-социализм. В его основе лежали сами принципы создания США – автономность и помощь бедным «активами», землей, которой тогда в Америке было в избытке.

Также в основе этих идей была борьба против городов, монополий и банков. Города и его главные элементы и увели этот «ветхий» социализм из мейнстрима. Но во время Великой Депрессии эти идеи возродились. Нынешнее полевение экономического курса США может показаться многим первой ласточкой в отходе от канонических правых и либеральных идей.

Однако, Америка имеет богатую традицию идей радикального перераспределения богатств и внедрения базового дохода. Один из ярких представителей это традиции – Хью Лонг, сенатор и «диктатор Луизианы», как называли его современники, претендент на пост президента США в кампании 1936 года, «кумир лавочников, мелких предпринимателей и белых фермеров среднего достатка», как писала о нем в начале 1930‑х американская пресса.

Но и идеи Лонга базировались на богатой традиции американского анархо-социализма. Американский писатель Эптон Синклер писал в 1930‑е годы:

«Даже среди наших пионеров-индивидуалистов были американцы, которые мечтали об обществе, построенном на справедливости. У нас была – почти сто лет назад – Брук Фарм и множество других колоний. У нас было собственное социалистическое движение во главе с такими лидерами, как Альберт Брисбейн, Хорас Грили, Уенделл Филипс, Фрэнсис Уиллард, Эдвард Беллами и, наконец, Юджин Дебс и Джек Лондон. Многие американцы смотрели на социализм не как на теоретическое и практическое отрицание капитализма, а как на один из способов- и притом вполне законных – реализаций идей и обещаний американской революции и коррекции тех отклонений от предначертанного пути, которые были допущены нерадивыми политиками и жадными предпринимателями».

Социализм, таким образом, трактовался как отвечающий самому духу идей «отцов-основателей» и согласующийся с Декларацией независимости, Конституцией и Биллем о правах, а значит, и совместимый с самой «идеей Америки».

После обретения независимости, отцы-основатели США Франклин и Джефферсон рисовали будущее страны как аграрную цивилизацию. По их мнению, только человек, работающий на своей земле, может быть свободным. Тогда как фабрики и торговля – это «носители пороков и орудия, служащие разрушению свободы личности и государства».

Социалистическая утопия, как и сами ее создатели, посещавшие Соединенные Штаты, встретили поначалу не просто горячий прием со стороны американцев, но и прямой интерес со стороны официальной Америки. Достаточно сказать, что Роберт Оуэн дважды выступал в американском Конгрессе и получил аудиенцию у таких видных политических деятелей Америки, как Джефферсон, Мэдисон, Джон Адамс, Джексон, Монро.

Американский анархо-социализм сочетал в себе идеал экономического индвидуализма с присущим всем социалистическим утопиям и в общем тоже традиционно привлекательным для значительной части американцев XIX века идеалом, сущность которого точнее всего выражается понятием «комьюнити» – назовем это «братским единением», «содружеством свободных людей» или «свободным общежитием равноправных граждан».

Те идеалы, которые были заложены в ее фундамент – равные возможности, предпринимательский индивидуализм, мелкая частная собственность, местное самоуправление, «минимальное государство» – по-прежнему сохраняли свою привлекательность для значительной части американцев.

Однако в новых исторических условиях эти идеалы, сохранив критическую функцию, утратили прежнюю прогрессивную роль – и в своем традиционном сочетании, и в соединении с другими, изначально чуждыми им идеалами вроде «сильного государства» или «сильной власти».

Но теперь рост социалистических идей в США (им, согласно соцопросам, симпатизирует уже более 50% молодежи) базируется на синтезе анархо-социализма ранних США и «сильного левого государства» – эта идея заимствована из Европы. Если в США появится левый политик, сумевший совместить эти две идеи, его вполне может ждать стремительный взлет.

А многие из идей американского анархо-социализма вполне могут быть перенесены и в Россию, в первую очередь на огромные опустошенные пространства вне притяжения крупных агломераций.

Смотрите также: Великая депрессия в США в цвете, Китай 80‑х похож на Советский Союз как брат-близнец, Кто не стучит, тот перестукивается: в Китае запустили приложение для доносов