Убийство президента Гаити. Кто отдал приказ расстрелять Жовенеля Моиза вместе с женой?

Страна Карибского бассейна Гаити неожиданно ворвалась в сводку новостей этой недели. Убит президент Жовенель Моиз. Кто отдал приказ расстрелять главу государства вместе с женой, попытался понять специальный корреспондент «МИР 24» Дмитрий Барбаш.

Убийство президента Гаити. Кто отдал приказ расстрелять Жовенеля Моиза вместе с женой?
© Мир24

Они представились бойцами американского управления по борьбе с наркотиками. Были вооружены, как спецназ. Разговаривали на английском и испанском. Хотя на Гаити единственный язык – французский. Президент страны Жовенель Моиз получил 12 пуль. Скончался на месте. Первая леди страны тяжело ранена.

Погибший глава государства – сын механика и швеи. До вступления в должность успешный бизнесмен. Выращивал бананы. На президентских выборах в 2016-м обещал поднять экономику и решить проблемы с безработицей. Но уже через два года на него было совершено первое покушение. В 2019-м страну захлестнули протесты. Обещания так и остались словами.

Эта страна находится в тропическом раю – Центральной Америке. Через границу – Доминикана – Мекка для туристов со всего мира. Но Гаити – самый настоящий остров невезения и съемочная площадка для фильмов в стиле экшн. Это одна из беднейших стран мира. Лачуги среди гор мусора. Без воды и света.

«Там 60% населения живет на два доллара в день. Страна мало что производит, в основном это сельское хозяйство», – рассказал старший научный сотрудник института стран Латинской Америки РАН Магомед Кодзоев.

Многие кварталы столицы Гаити Порт-о-Пренса до сих пор в руинах. В 2010-м сильнейшее землетрясение. В 2016-м – ураган Метью.

«Была большая помощь от ООН, от различных государств, но часть этой помощи куда-то «пропала». Еще беда, вот те добровольцы, привезли туда холеру, предположительно, из Непала», – отметил руководитель Центра политических исследований Института Латинской Америки РАН Збигнев Ивановский.

И с COVID-19 никто не борется. Что такое ПЦР-тесты и вакцина, большинство населения не знает.

«На Гаити 11 с лишним миллионов населения. Скажем, не очень маленькая страна. Там были какие-то гуманитарные поставки, а остальные пытаются продать, а купить не на что», – пояснил Ивановский.

Государство, основанное бывшими рабами, сегодня опять под гнетом. Уровень преступности переходит все границы. Из дома лишний раз бояться выйти даже местные жители, не говоря о малочисленных туристах.

«Без автомата на улицу не выйдешь. Как говорят мои знакомые, кто там был: если ты не был в аду, съезди на Гаити. Ты не можешь там поснимать с телефона, да что телефон. С тебя там могут снять даже грязную одежду», – поделился генеральный директор Латиноамериканского центра имени Уго Чавеса Егор Лидовской.

«За времена последнего президента уровень насилия вырос на 200%. Это один из путей наркотрафика, связанный с колумбийской мафией», – рассказал Ивановский.

И все это овеяно культом Вуду. Религия, которая сформировалась в среде западноафриканских рабов на Гаити, имела статус официальной. Наравне с ней исповедуют католицизм.

«Масочинчество, это когда человек молится иконе святого, но на самом деле вкладывает в это совершенно другой смысл. Когда он обращается к Святой Марии, он на самом деле обращается к высшему богу гаитянского пантеона Вуду», –пояснил колдун Вуду Мастер Гахан.

Главным последователем Вуду на Гаити был Франсуа Дювалье. Один из наиболее жестоких и эксцентричных диктаторов мира. Бывший министр здравоохранения, специалист по тропическим заболеваниям выиграл президентские выборы в 1957-м. В народе его называли Папа Док.

«Одна из первых ласточек движения БЛМ. Он пришел к власти на лозунге – вся власть черным. Он эксплуатировал тему, что белые притесняли, что мы должны забрать власть себе», – рассказал Егор Лидовской.

Но уже через год – первая попытка госпереворота. Дювалье создает добровольную милицию национальной безопасности – тонтон-макуты. Так зовут гаитянского духа, который ловит детей в мешок, а потом съедает. Идеология Вуду стала и инструментом борьбы с инакомыслием.

«Его помощники -тонтон-макуты – похищали или арестовывали его оппонентов, а потом их приносили в жертву. Таким образом Дювалье избавился в течение года от всех тех, кто ему противостоял», – рассказал Мастер Гахан.

Он носил черный фрак, шляпу, очки, подражая духу Барона Самеди, который провожает умерших в царство мертвых. Его тонтон-макуты не получали зарплату. Жили грабежами, которые Дювалье для них легализовал. Они вешали людей. Применяли жестокие пытки, которыми часто руководил и сам президент.

«Я не думаю, что полицию моей страны можно считать более жестокой, чем остальные», – говорил Франсуа Дювалье.

Он дружил с Америкой. Единственный, с кем отношения не сложились, – Джон Кеннеди. Тот критиковал Дювалье за коррупцию. В ответ Папа Док 2 222 раза проткнул иглой фигурку президента США. «По большому счету он был ориентирован на Соединенные Штаты. Он был их ставленником. И каких-то серьезных изменений он не принес, он не сильно улучшил жизнь гаитян. Но по крайней мере это была эпоха хоть малой стабильности среди этого хаоса», – отметил Лидовской.

После смерти Франсуа Дювалье его место занял сын Жан-Клод. По прозвищу Бэби Док. Он стал самым молодым президентом в мире.

«Сын оказался менее властным, менее жестким, не такая сильная личность, тем более, учитывая возраст, всего 19 лет», – сказал Ивановский.

Он ослабил давление на СМИ, но продолжал опираться на тонтон-макутов. Больше Жан-Клод запомнился роскошным образом жизни. Свадьбой за три миллиона долларов: по меркам Гаити сумма – просто космос.

«Госбюджет дефицитный, они существуют благодаря внешним займам. И коррупционные скандалы последних лет тоже связаны с хищениями из госбюджета», – рассказал Кодзоев.

В 1986-м в Гаити – волна протестов. Солдаты стреляют в манифестантов, люди собираются вновь. Жан-Клод Дювалье судьбу решил не испытывать: бежал из страны вместе с семьей.

«И когда он уже уехал во Францию, тогда деньги не так просто переводились, как сейчас. Но он прихватил значительную часть казны. В постдиктаторский период, сменилось 20 президентов. Было очень много переворотов, все нестабильно, очень много кланов», – рассказал Збигнев Ивановский.

После убийства президента Жовенеля Моиза власть в стране взяли военные.

«Полиция провела спецоперацию по отслеживанию преступников. Они прятались, и мы вступили с ними в бой, и четверо из них были убиты, двое задержаны и помещены под арест, а трое полицейских, которые были заложниками, были освобождены», – сообщил генеральный директор Национальной полиции Гаити Леон Чарльз.

Пока задержано 17 человек. Среди них двое американцев гаитянского происхождения. Остальные колумбийцы, отставные военные. Первое заявление после убийства мужа сделала его супруга Мартин Моиз. «Я жива, но я потеряла мужа. Наемники убили президента, другие наемники хотят убить его мечту и его видение страны», – сказала первая леди.

В Гаити сasus belli – термин еще из римского права, формальный повод для объявления войны. В данном случае убийство национального лидера иностранными гражданами. Самый яркий яркий пример в истории – выстрел в Сараево, когда сербский студент застрелил наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда, после чего и началась Первая мировая. Но на Гаити даже не вызвали в МИД послов Колумбии и США.

Временным президентом сенат Гаити назначил своего спикера Жосефа Ламбера. Всеобщие выборы и референдум по Конституции назначены на 26 сентября. Переносить их власти не собираются, если, конечно, опять ничего не случится.