Войти в почту

Президента Гаити застрелили в его резиденции

Президент Гаити Жовенель Моиз застрелен неизвестными, проникшими в его резиденцию в ночь на 7 июля. Об этом говорится в заявлении и. о. премьер-министра страны. Его супруга Мартин Мари Этьен Джозеф также получила ранения, она скончалась в больнице.

Президента Гаити застрелили в его резиденции
© BFM.RU

Из заявления следует, что преступники проникли на частную территорию около часа ночи, они говорили по-испански (при этом официальные языки Гаити — гаитянский креольский и французский). Полиция Гаити виновных пока не нашла.

Жовенелю Моизу было 53 года. Он родился в семье среднего достатка, отец был механиком и фермером, мать работала швеей. Высшее образование Моиз получил, когда переехал в столицу Гаити — Порт-о-Пренс.

Вначале Моиз занимался бизнесом — открыл фирму по продаже автомобильных запчастей, занимался сельским хозяйством, держал банановую плантацию в 10 гектаров. Также создал станцию по распределению питьевой воды в нескольких регионах Гаити. Параллельно двигался к высоким постам в торгово-промышленной палате страны. Основал энергетическую компанию Гаити, которая продвигала технологии возобновляемых источников энергии. Также Моиз известен как автор проекта особой сельскохозяйственной зоны Гаити — она позволила открыть 13 тысяч рабочих мест.

Затем Моиз пошел в политику. В 2015 году баллотировался на пост президента, дошел до второго тура, который не раз переносился из-за вспыхнувших в стране беспорядков — избиратели считали, что итоги голосования сфальсифицированы. В конце 2016 года назначили новые выборы, которые Моиз выиграл в первом туре, набрав 55% голосов. Вступил в должность в феврале 2017 года.

На посту президента Моиз быстро столкнулся с массовыми протестами — из-за скандала с хищением средств на организацию поставок нефти из Венесуэлы. Народ обвинял власти в росте инфляции и растущей бедности населения. Но Моиз уходить в отставку отказался — даже несмотря на попытку импичмента. Последним предложение Моиза был референдум по реформе конституции Гаити, но его дважды переносили из-за ковида.

На Мартин Мари Этьен Джозеф будущий президент женился в 1996 году. У них родилось трое детей.

Гаити — очень бедная страна. В 2019 году около 3,5 млн человек — треть населения страны — имела проблемы с доступом к продовольствию. Больше миллиона человек была на грани голода. По данным Всемирного банка, инфляция в Гаити в прошлом году превысила 22%.

На Жовенеля Моиза уже совершалось покушение. В октябре 2018 года на церемонии по случаю 212-й годовщины смерти основателя Гаити в Моиза стреляли. Он не пострадал, но было ранено трое охранников.

Новое покушение на президента в таких условиях было ожидаемым, говорит гендиректор Латиноамериканского центра имени Уго Чавеса Егор Лидовской:

Егор Лидовской гендиректор Латиноамериканского центра имени Уго Чавеса «Гаити, как мы знаем, это одна из самых беднейших стран мира и уж точно самая бедная страна в Латинской Америке. И нельзя сказать, что органы власти там выглядят так, как мы это представляем в странах, которые привыкли видеть все-таки власть как нечто цивилизованное. Там это все выглядит не совсем так. Это больше похоже на некий картель, преступную группировку. И уровень жизни, как можно представить, простых гаитянцев просто ужасающий. Такая ситуация, в которой оказалась республика Гаити, не могла не привести к росту числа протестов, к росту преступности, и ситуация ухудшалась с каждым годом. Господин Моиз был далеко не лучшим президентом в истории Гаити, он владел большим количеством банановых плантаций лично и потом переписал их после получения должности на подставных лиц. Все это тесно интегрированная экономика с Соединенными Штатами, причем зарплаты гаитян были ниже доллара, цены при этом были очень высокие. Другой вопрос, кто все-таки стоит за этим покушением. В то, что это было просто нападение преступников, которые пытались ограбить его дом, я не верю. Здесь два варианта: либо это были какие-то революционные силы, либо это были люди, которые хотят поменять президента внутри непосредственно самого правительства, я, конечно, намекаю на парламент, на премьер-министра. Я думаю, что это, наверное, самый вероятный вариант в данной ситуации, потому что все-таки, несмотря на многочисленные протесты, у гаитян не было четкой структуры, противостояний не было, какой-то организации, координации среди революционно настроенных сил. Там просто невозможно ни о чем думать, кроме того, чтобы найти, что поесть на сегодня».

И. о. премьер-министра Гаити Клод Жозеф, после смерти президента призвал население к спокойствию, и заверил, что «ситуация находится под контролем гаитянской национальной полиции и вооруженных сил Гаити».