БелАЗ открыл полигон для испытаний карьерных дизель-троллейвозов

Казалось бы, где Беларусь и где Сахалин? Однако крупнейший мировой производитель карьерной техники БелАЗ и угледобытчики с далекого российского острова сумели наладить взаимовыгодные партнерские отношения. Белорусские самосвалы давно трудятся на ключевом для ВГК Солнцевском угольном разрезе в Углегорском районе Сахалинской области.

БелАЗ открыл полигон для испытаний карьерных дизель-троллейвозов
© Российская Газета

Сегодня сотрудничество ВГК и БелАЗа вышло на новый уровень. Россияне, как потенциальный, заинтересованный заказчик, стараются максимально участвовать в разработке и тестировании новинки - электрифицированного дизель-троллейного самосвала.

- Мы активно занимаемся проектами, нацеленными на снижение углеродного следа. Активно обсуждаем с белорусской стороной опытно-промышленную эксплуатацию машины на Сахалине, - рассказал Олег Мисевра, председатель совета директоров ВГК.

Согласно предварительным договоренностям до конца этого года на территории Солнцевского угольного разреза будет создана инфраструктура для комплексных эксплуатационных испытаний самосвалов в дизель-троллейном исполнении. На первом этапе ВГК планирует переоборудовать часть своих 220-тонных БелАЗов-75306 под питание от электрической троллейной линии. Если эксперимент окажется успешным, будет модернизирован весь парк этих машин.

В ближайшие месяцы начнутся комплексные испытания троллейвозной модификации самосвала БелАЗ-7530Е на полигоне в белорусском Жодине. Там оборудована 400-метровая контактная троллейная линия с 33 опорами и тяговой подстанцией мощностью 1,8 мегаватта. Испытания должны подтвердить прогнозные показатели эффективности новинки.

- Выпуск таких машин - перспективное направление развития карьерной техники, учитывающее мировые тенденции по использованию альтернативных источников энергии. Эксплуатация дизель-троллейвозов способствует сокращению выбросов вредных веществ в окружающую среду и улучшению экологической обстановки в карьерах и прилегающих регионах, помогает увеличить производительность труда и снизить затраты на перевозку угля, - отметил на презентации гендиректор ОАО "БЕЛАЗ" Сергей Никифорович.

Присутствовавшие на открытии полигона представители органов государственной власти России и Республики Беларусь высоко оценили научно-технический, экономический и экологический потенциал разработки БелАЗа. Министр промышленности Республики Беларусь Петр Пархомчик и председатель правительства Сахалинской области Алексей Белик пообещали приложить все усилия для того, чтобы проект стал ярким примером взаимовыгодной межгосударственной кооперации.

- Мы стремимся развивать островную экономику, ориентируясь на мировые тренды, внедряя самые передовые новшества. Этот проект - практический шаг к тому, чтобы Сахалин вышел на новую ступень экономического развития, - заявил Алексей Белик.

ВГК реализует на Сахалине проект Зеленого угольного кластера. В планах компании создание в Углегорском районе инфраструктуры, позволяющей минимизировать углеродный след от производственной деятельности. Замена парка карьерных самосвалов на дизель-троллейвозы - один из стратегических элементов проекта.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

БелАЗ создавал троллейвозы еще в советские времена. В 1964 году предприятие выпустило первенца - 65-тонный БелАЗ-75247-92. Через два года новинка прошла опытно-промышленные испытания в Кузбассе. Проект закрыли.

В 1987 году были выпущены два 110-тонных троллейвоза БелАЗ-75195, которые успешно протестировали на железорудном руднике в Казахстане. Но планам белорусских автомобилестроителей помешал распад СССР.

В 2019 году БелАЗ снова вернулся к разработке новой модели троллейвоза.