Либерийские маньяки Сэмуэль Доэ и Чарльз Тейлор, или История неудавшейся демократии

Когда в 1822 году отпущенным на свободу чернокожим рабам правительство США приобрело клочок земли на атлантическом побережье Африканского континента, то они назвали его Либерия, что в переводе с латыни означает «свободная». Потомки рабов и бывшие невольники сразу же начали брать в рабство и уничтожать местных жителей и название республики звучало как издевательство. Не удивительно что Сэмуэль Доэ и Чарльз Тейлор – два диктатора-маньяка появились именно на этой земле, насквозь пропитанной горем и страданиями. (Осторожно! Фото со сценами жестокости).

Либерийские маньяки Сэмуэль Доэ и Чарльз Тейлор, или История неудавшейся демократии
© BigPicture.ru

Несмотря на то что в Либерии никогда не было идиллии, рубеж тысячелетий для ее жителей оказался самым неприятным периодом в истории страны. 20 лет шла гражданская война, в ходе которой к власти приходил то один, то другой кровожадный лидер, а население истреблялось с невероятной скоростью.

Либерия, вместо того чтобы стать земным раем, превратилась в самое нищее и опасное место на планете

Начало было положено в 1980 году, когда произошел так называемый «пьяный путч». Переворот случился практически спонтанно – группу военных, после посиделок в одном из баров Монровии, потянуло на приключения. Они не придумали ничего лучше, чем совершить путч и взяли приступом президентский дворец.

Заводилой был сержант Сэмуэль Доэ – амбиции которого подогревала внушительная доза алкоголя. Власть оказалась настолько беспечной, что мятежникам не смогли дать достойный отпор и президент Уильям Толберт, вместе со своей семье и помощниками попал в руки пьяной солдатни.

Президент Уильям Толберт

Про милость к побежденному, а тем более про гуманизм либерийцы не слыхали, поэтому все пленные были тут же убиты, а несчастного главу государства четвертовали. Либерийцы, предвкушавшие изменения, приветствовали переворот – при Толберте им жилось несладко. Но они даже не представляли себе, что ждет их в будущем и какое «процветание» им готовит новая власть.

Вообще, любые начинания в Либерии, с самого момента основания этого государства, были благими. При этом создателей африканской республики все равно можно заподозрить в затяжном и крайне неудачном эксперименте. Американские власти, создавшие это искусственное государство, дали им похожий на свой флаг и почти точную копию собственной конституции.

Столица Либерии город Монровия

Афро-американцы, прибывшие на райское тропическое побережье из-за океана, встретили здесь людей племени кран, которые не отличались воинственностью. Быстро сообразив что к чему, бывшие рабы объявили коренное население людьми третьего сорта и сделали их своими невольниками. Те представители кран, которым удалось сохранить свободу, могли и не думать о том, чтобы получить равные права с колонизаторами и уж тем более участвовать в управлении страной.

Чарльз Тейлор сделал то, что не успел завершить Доэ – он добил экономику страны и уничтожил остатки порядка на улицах либерийских городов и деревень. Страну наводнили разношерстные банды, которые грабили и убивали людей. Часть из них подчинялась лично президенту и то, что это всем известно никак, не смущало лидера.

Но Тейлору негде было развернуться в своей маленькой и разграбленной стране, поэтому он решил «нести демократию» соседям, поддерживая у них революции. Особое внимание уделялось Сьерра-Леоне, где с властями сражался как лев Фоди Санко – знакомый Тейлора по ливийскому лагерю. Это еще один кровавый палач, не гнушавшийся отбирать силой детей у родителей для своих боевых отрядов.

Люди Санко появлялись из джунглей и забирали в деревне детей и подростков от 10 до 15 лет. Женщин насиловали, а мужчин, чтобы те не смогли мстить или воевать на стороне противника, калечили, отрубая им руки. Вооружал людей Санко Тейлор, а взамен в Монровию отправлялись алмазы с разграбленных в соседней стране приисков.

За бриллианты кровожадный либерийский царек покупал себе уважение не слишком чистоплотных политиков во всем мире, а также благосклонность звезд кино и подиума. Среди «друзей» Папаши Тейлора оказалась даже Наоми Кэмпбэлл, которая не отказывалась от драгоценных подарков, даже зная их происхождение.

Усыпанная бриллиантами Наоми Кэмпбэлл и лучший друг девушек Чарльз Тейлор

Если на произвол Папаши Тейлора в Либерии мировое сообщество смотрело сквозь пальцы, то финансирование им войн в соседних странах вынуждало принимать меры. Сперва были арестованы немалые счета либерийского президента в европейских банках, а затем страну обложили такими плотными санкциями, что на главу страны стали искоса поглядывать даже соратники.

Не желая себе той же мученической участи, что постигла Доэ, Тейлор быстро складывает с себя полномочия и с награбленным добром бежит в Нигерию. Эта страна долго не хотела выдавать беглеца, но под угрозой введения санкций все же согласилась выдать. Тейлор едва не успел улизнуть и в этот раз, но его перехватили 28 марта 2006 на границе Нигерии с Камеруном.

Монгольские миротворцы конвоируют Тейлора к самолету для отправки в Гаагу

«Бриллиантовый» президент был доставлен в Гаагу, где тут же принялся отпираться и изображать из себя жертву. Суд был затяжной и сложный, причем отвечать на вопросы следователей пришлось и тем, кто принимал подарки диктатора. Наоми Кэмпбэлл тоже пришлось давать показания по этому делу, что сильно отразилось на ее репутации.

В итоге в 2012 году суд приговорил Ричарда Тейлора к 50 годам тюремного заключения, что для немолодого диктатора было равносильно пожизненному сроку. Процесс над бывшим либерийским президентом стал показательным – впервые африканский царек был разыскан спустя годы после совершения злодеяний и осужден в назидание другим диктаторам.

Чарльз Тейлор в недоумении выслушивает свой приговор. Он надеялся на снисхождение

Также нужно отметить, что это был первый в современной истории случай, когда был осужден глава государства, не считая Нюрнбергского процесса, где осудили заочно Гитлера. Отработка этой непростой процедуры еще не раз пригодится судьям из Гааги, ведь в мире еще полно политических лидеров с маниакальными синдромами.

Смотрите также – 13 кровавых диктаторов XX века