Как изменятся СМИ после пандемии

14–16 апреля в Эрмитаже прошёл XV международный медиафорум молодых журналистов «Диалог культур». 170 журналистов под девизом «Преодолевая COVID и расстояния» представили сотни работ и создали весеннюю атмосферу, которую директор Эрмитажа Михаил Пиотровский охарактеризовал как обнадёживающую: «Сегодня весь мир разрывается на кусочки, но искусство помогает». Казалось бы, ну что такого: собрались журналисты пообщаться, послушали мэтров вроде Владимира Познера. Познер обнадёжил коллег по поводу судьбы печатных СМИ: «Газеты были, есть и будут. Другое дело, каково их содержание. Хочется, чтобы более грамотные люди работали в СМИ». Участники оценили фестиваль документальных короткометражек, фотовыставку, конференцию в Эрмитаже, сгоняли в пресс-туры в Псков, Великий Новгород и Выборг. Всё, казалось бы, как обычно на подобных мероприятиях, хотя на юбилейный форум приехало вдвое меньше участников, чем на предыдущий, «доковидный». Нерв происходящего хорошо ухватил его организатор, председатель медиаконгресса «Содружество журналистов» Ашот Джазоян: «У меня такое ощущение, что после завершения пандемии COVID-19 в мире начнутся изменения, сходные с теми, что произошли после Второй мировой войны. Мы больше начнём думать о необходимости диалога, объединимся». Что-то в этом есть! Как после войны не стало многих СМИ, существовавших до пандемии, а выжившие вернулись в реальность, где спрос на качественные газеты и журналы есть, но всё меньше возможности их распространять, поскольку стремительно исчезают уличные киоски и газетные отделы в магазинах. И очень важно услышать, что какая-то жизнь после пандемии есть. Бальзам на раны коллег пролил председатель совета директоров «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин: «Ковид показал очень интересную вещь – значительную часть информации до людей можно донести только с помощью печати. И для нас 2020 год, как ни странно, стал подъёмом печатной журналистики. Мы выпустили порядка 47 миллионов приложений на тему того, что такое ковид и как с ним бороться. А заодно запустили аудиоспектакль и освоили «ТикТок». Работы, представленные на медиафоруме, в этом году менее академичны. Темы стали жёстче и социальнее. Фотограф из Тюмени Сергей Русанов заболел коронавирусом и попал в одну больничную палату с 99-летним ветераном войны по имени Фёдор Григорьевич: «Мы с ним проговорили всю ночь, а в 5 утра его не стало. Я сделал его последнее прижизненное фото, которое и представил в Эрмитаже на выставке «Не рядом, но вместе», посвящённой пандемии. Работы для неё прислали профессионалы из 35 стран мира. Около 30 документальных короткометражек представлено на фестивале «Я здесь живу». Зачем? Почему нельзя это в Интернете посмотреть? Но многие ли знают что-либо о судьбе церковных лесов в Эфиопии и хоть как-то представляют себе жизнь приморской деревни в Колумбии? Ведь форум придумали для молодых журналистов, которым очень важно на старте карьеры «загореться»: зарядиться мечтами, увидев существование большой журналистики, а не только унылых городских новостей и производственных драм. Форум проводился Государственным Эрмитажем и Медиаконгрессом «Содружество журналистов» при поддержке Фонда президентских грантов, правительства Санкт-Петербурга, Союза журналистов России, Санкт-Петербургского государственного университета, Евразийской экономической комиссии, Евразийского банка развития. Важной темой дискуссии на практической конференции стала евразийская интеграция. Йохан Вандерплаетсе, председатель правления Ассоциации европейского бизнеса, президент Schneider Electric по России и СНГ, в своём выступлении выделил важность трансграничных проектов, как журналистских, так и в сфере бизнеса, для формирования межкультурного диалога. «Чему нас научил ковид? Научил тому, что реальные глобальные вызовы могут быть решены только через трансграничное взаимодействие», – сказал господин Вандерплаетсе. 16 апреля для журналистов, блогеров и фотографов состоялся «Один день в России», который был организован сотрудниками межрегионального историко-культурного и туристского проекта «Серебряное ожерелье России». Проект объединяет 11 субъектов, входящих в состав Северо-Западного федерального округа Российской Федерации: Санкт-Петербург, Ленинградскую, Архангельскую, Вологодскую, Калининградскую, Мурманскую, Псковскую, Новгородскую области, Республику Карелия и Коми и Ненецкий автономный округ. Участники отправились в путешествие по одному из трёх направлений: Псков, Выборг или Великий Новгород, где создавали свои репортажи о культуре северо-запада России. В каждом городе им сделали приятные подарки: портативные зарядки, паспорта туриста, магниты, открытки, книги об историческом прошлом города. Самыми юными участниками на «Диалоге культур» стали 12-летние школьники из Задонска Софья Доморникова и Егор Фёдоров. Они приехали из 9-тысячного городка в Липецкой области, которую не каждый и на карте найдёт, а у них уже по 2–3 тысячи подписчиков – мечта многих взрослых журналистов, оставшихся в «доковидном» прошлом. И ещё неизвестно, кто у кого должен учиться. В Эрмитаже Егор и Софья собираются снять видеосюжет о земляке, герое 1812 г. генерале Луке Денисьеве. Ашот Джазоян подчеркнул важность того, что первой остановкой в профессии для молодых журналистов стал именно Эрмитаж: «Где, как не здесь, уже более двух веков происходит диалог культур. А в диалоге важно не только сказать, но и услышать собеседника». И даже если вы не наблюдаете оттепели в своём телевизоре, то на форуме она ощущается в полный рост.

Как изменятся СМИ после пандемии
© Аргументы Недели