Брак не по любви: почему Шотландия снова заговорила об отделении

В Шотландии вновь на повестку дня вышла тема референдума о национальной независимости. В этот раз ее продвигает не только лидер Шотландской национальной партии Никола Стерджен, но и легендарный Алекс Салмонд, который создал свою собственную организацию «Альба». Впрочем, британский премьер Борис Джонсон пока не собирается идти на поводу у сепаратистов и разрешать второй референдум.

Фото: AP

Референдум о независимости Шотландии 2014 года поставил не точку, а максимум запятую в вопросе самостоятельности региона. Сепаратисты набрали 45% голосов, что в несколько раз больше, чем им прогнозировали в самом начале. Получив такой результат, сторонники независимости поняли, что почти половина населения страны их поддерживает и сразу настроились на реванш.

Тогда же, организаторы референдума пообещали официальному Лондону, что референдум будет «один на поколение» У такой формулировки есть очевидные минусы — никто не знает, когда этот срок истечет, поэтому отталкиваться приходится от складывающейся ситуации.

До пандемии и успешного завершения эпопеи с Брекзитом сохранялся статус-кво: шотландские националисты говорили о новом референдуме исключительно в сослагательном наклонении, а Лондон не обращал на это внимание. Однако два упомянутых фактора, которые сошлись в 2020 году, обострили вопрос донельзя.

Брекзит оставил шотландцев у разбитого корыта — на всю их страну не нашлось ни одной области, которая бы высказалась за выход из ЕС, при этом мнением шотландцев просто пренебрегли, а коронавирус фактически перевел Шотландию в «демо-версию» наличия границы с Англией.

В такой ситуации идеи независимости начали быстрый рост популярности, и прошлой осенью сторонники отделения впервые в официальной истории стали набирать больше поддержки, чем ее противники.

Этим не преминула воспользоваться главный министр Шотландии и лидер ШНП Никола Стерджен. Она заявила, что ее цель — вернуть «простое большинство» на майских выборах в местный парламент, что «даст мандат запросить у Лондона второй референдум о независимости». В этом особенно интересна формулировка «простое большинство», особенно в свете последних событий.

Дело в том, что один из самых ярых сторонников шотландской независимости Алекс Салмонд вернулся в политику и создал новую партию «Альба». Он утверждает, что референдум получится успешным только в том случае, если сепаратисты возьмут «супербольшинство», то есть не меньше 2/3 мест в парламенте, и тем самым заставят Лондон смириться с волей народа Шотландии.

Впрочем, едва ли любой результат националистов на выборах в местный парламент заставит британского премьер-министра пересмотреть свое отношение к референдуму. Глава правительства Великобритании уверен, что обещанный «единственный на поколение» референдум уже прошел, а о новом можно будет говорить только значительное время спустя.

Безусловно, понимают это и представители шотландских националистов. Едва ли Никола Стерджен или Алекс Салмонд рассчитывают, что они смогут достичь цели в ближайшие месяцы. Однако отстаивание независимости своей страны — отличное средство привлечь к себе электорат в преддверии выборов, назначенных на 6 мая. И даже несколько карикатурный (как будто взятый из фильма «Храброе сердце»), пафосный тон, который использует «Альба», может оказаться гораздо эффективнее, чем грамотная кампания без идеологической окраски.

В ближайшее время едва ли стоит ждать референдума о независимости Шотландии. Впрочем, в среднесрочной перспективе он весьма вероятен — фактически, брак между Англией и Шотландией теперь будет не по любви, а по букве закона. И это станет все больше раздражать националистический сегмент гражданского общества. А такое раздражение рано или поздно своего добьется, но вот когда это будет, и кто станет архитектором шотландской независимости, на данный момент неизвестно. 

Источник

0

Сообщение Брак не по любви: почему Шотландия снова заговорила об отделении появились сначала на уника портал.