Войти в почту

Рюрик: о чём спорят историки

Про легендарного основателя древнерусского государства неизвестно очень многое, вплоть до того, был ли этот человек на самом деле. Скорее всего, на большинство вопросов уже никогда не удастся дать бесспорных ответов.

Рюрик: о чём спорят историки
© Русская семерка

Вопросы идентификации личности

О Рюрике, жившем в конце IX века, как родоначальнике династии русских князей, говорят только древнерусские летописи. Нет ни одного иноземного источника, который упоминал бы о Рюрике, связанном со славянами или с Русью. Есть сведения о Рёрике (Рорике) Ютландском по прозвищу Метатель Колец, датском конунге. Между 863 и 870 годами о нём отсутствуют сведения, за исключением того, что в 867 году его изгнали из Фрисландии. Кстати, там есть местности, называвшиеся в давние времена Виринген и Рустринген. Это косвенно может свидетельствовать о варягах и Руси и о связи с ними Рёрика. Идентичен ли он летописному Рюрику – правдоподобно, но не доказано.

Были ли у него братья

Летопись сообщает, что Рюрик пришёл княжить не один, а с двумя братьями – Синеусом и Трувором, которые вскоре умерли. В XIX веке большинство учёных постепенно склонилось к версии, что эти имена, как и личности, явились выдумкой летописца, не понявшего шведских слов sine hus и thru varing, означавших «свой род» и «верная дружина». Однако в настоящее время многие исследователи разделяют точку зрения, что Синеус и Трувор были скандинавскими именами собственными, производными или искажёнными от Сигнйотр и Торвардр.

Где они княжили

Локализация власти Рюрика и его братьев представляет пока загадку. По летописи, Рюрик сел княжить в Новгороде, у словен, Синеус – в Белоозере, у веси, а Трувор – в Изборске, у кривичей. Если существование данных племён несомненно, то среди названных городов в конце IX века достоверно существовал только Изборск. В Новгороде не найдено следов поселения ранее Х века, а Белоозеро возникает, по-видимому, ещё позже. Впрочем, отсутствие археологических следов ещё не является доказательством отсутствия события. Так, в случае с Новгородом, многие принимают версию, что более ранним, по отношению к нему, центром была Старая Ладога.

Тем не менее, географические пределы власти Рюрика и его братьев остаются совершенно непонятными. По летописному сказанию, их пригласили княжить словене, чудь, весь, меря и кривичи. Если у этого сказания есть хоть какая-то историческая основа, это значит, что некая конфедерация двух славянских и трёх финно-угорских племён на севере Восточной Европы сложилась ещё до прихода Рюрика на княжение. В этом случае Рюрик не может считаться основателем русской государственности.

Также не понятны отношения Рюрика к городу, который потом почти три подряд столетия был центром Русского государства – к Киеву. Согласно тем же летописям, только «вещий» Олег – регент при сыне Рюрика Игоре – завоевал Киев, убив княживших там (тоже варягов) Аскольда и Дира. Русский каганат впервые упоминается в западных источниках в 839 году, а киевский князь впоследствии именуется каганом. По мнению большинства историков, Русский каганат находился где-то на юге. Следовательно, его возникновение, как и Киевского княжения, кто бы ни был их основателем, никак не связано с Рюриком.

Было ли варяжское завоевание

Исходно многие учёные не доверяли летописному преданию о добровольном призвании варяжских князей. Учитывая, что в те же самые времена норманны разоряли страны Западной Европы, основывали в ней свои королевства, держится версия, что имело место завоевание славян варяжскими дружинами. Об этом свидетельствует и глухое упоминание в летописи о годах, предшествовавших призванию варяжских князей: «Взимали дань варяги из-за моря с словен, и с чуди, и с веси, и с мери, и с кривичей».

Кроме этого упоминания, есть и многочисленные скандинавские военные артефакты того времени в славянских и финно-угорских землях. Однако следов масштабных военных столкновений не найдено. Это позволяет некоторым исследователям трактовать вокняжение Рюрика не как завоевание, а как приглашение его с дружиной на службу местным племенам.

Этническое происхождение Рюрика

Гипотеза о скандинавском происхождении варягов/руси и Рюрика не является общепринятой. Летопись определённо помещает варягов на южном побережье Балтийского моря, на что обратил внимание ещё Михаил Ломоносов. А там были государства поморских славян. На острове Руяна (Рюген) находилось знаменитое святилище бога Святовита.

Среди поморских славян было племя ободритов, у которых упоминается столица Рерик. По мнению ряда историков, начиная с Степана Гедеонова в середине XIX века, имя основателя древнерусской государственности связано с этим местом, а сами варяги/русь – племя поморских славян. В пользу этой версии приводят ещё и такие сопоставления, что среди этих славян было племя варги (созвучное варягам), арабские географы упоминали «остров русов» где-то на севере (ср. Руяна), а Рерик созвучно древнеславянскому Рарог, означавшему сокола; между тем трезубец – символ династии Рюрика – не что иное, как стилизованное изображение сокола.

Был ли Рюрик основателем княжеской династии

Сомнения в этом возникают из сопоставления дат княжения. Рюрик, согласно летописи, умер в 879 году, а его сын Игорь появляется на страницах летописи как самостоятельный правитель только после смерти Олега в 912 году. Игорь жил до 945 года, причём умер не своей смертью, а был убит. Даже если Игорь был младенцем на момент смерти Рюрика, налицо явная лакуна. По версии, родившейся ещё в XIX столетии, сказание о завоевании Киева потомками Рюрика и о происхождении всех последующих русских князей от него было позднейшей вставкой в летопись.

Осознание принадлежности к потомкам Рюрика появляется не ранее XVI столетия – только у Ивана Грозного. Его предков, судя по всему, такие вопросы не волновали. Историк Аполлон Кузьмин в 1969 году выдвинул гипотезу, согласно которой Троян, упоминаемый в «Слове о полку Игореве», был реальным предком русской княжеской династии. Он трактовал выражение «Слова» «на седьмом веку Трояна» как на седьмом поколении Трояна. Это выражение применено в «Слове» к киевскому князю Изяславу Ярославичу (1054-1077). Тогда гипотетический Троян должен был приходиться Игорю дедом.

Генетические исследования выявили наличие у современных Рюриковичей по меньшей мере двух Y-хромосомных гаплогрупп. Таким образом, династия не происходит от общего предка и, скорее всего, её генеалогия искусственна.

Выводы

Итак, то, что мы знаем (вернее – то, чего мы не знаем) о Рюрике, не позволяет достоверно судить об его этнической принадлежности, годах жизни, политической и исторической роли, местопребывании и родственных отношениях к последующим русским князьям. Вопросов очень много, а определённых ответов нет ни на один.