Как Клинтоны сохранили брак вопреки секс-скандалам и стали одной из самых богатых семей в США
В настоящий момент семья Хиллари и Билла Клинтонов считается одной из самых богатых в США. Однако так было далеко не всегда. Вначале пара жила довольно скромно, а покидая Белый дом, Клинтоны и вовсе оказались без гроша в кармане и в огромных долгах. Однако впоследствии супруги нашли способ обеспечить себе доход: они решили давать частные лекции, стоимость которых составляла не менее 200 тысяч долларов. О семье, которая смогла пережить секс-скандалы и истерию президентских гонок, — в материале «Ленты.ру» из цикла о роскошной жизни правителей всех времен и народов.
«По окончании второго президентского срока Билла наша семья была начисто разорена. Мы покинули Белый дом не только без денег, но и с долгами. Нам было непросто наскрести на выплату долгов по ипотеке, за недвижимость, за обучение Челси. Знаете, это было действительно трудно», — рассказала в интервью телеканалу ABC News Хиллари Клинтон в июне 2014 года.
Так она объяснила, почему вместе с мужем Биллом, бывшим президентом США, после ухода с госслужбы они стали читать платные лекции, получая за это миллионы долларов. С 2001 по 2015 год Хиллари и Билл Клинтоны заработали свыше 153 миллионов долларов на публичных выступлениях. Всего они дали 729 лекций, каждая из которых стоила в пределах 200 тысяч долларов, некоторые выступления были намного дороже.
Так, например, многие крупнейшие корпорации выкладывали по 750 тысяч долларов за выступление 42-го президента США, хотя изначально лекции бывших лидеров оценивались в 60 тысяч долларов. Именно столько в свое время получали экс-президенты Рональд Рейган, Джимми Картер и бывший британский премьер Маргарет Тэтчер. Агент Клинтона сразу попросил удвоить эту сумму. Вначале Билл прочитал шесть лекций за 100 тысяч долларов, потом потребовал увеличить гонорар еще вдвое.
Одно из выступлений Билла Клинтона в Калифорнии наделало немало шума в СМИ. Выяснилось, что бывший президент США потребовал частный самолет для того, чтобы долететь из Сан-Франциско в небольшой городок, расположенный от него всего в 112 километрах. Помимо этого за ужин на двоих он выложил 700 долларов, а на телефонные звонки потратил 1,4 тысячи долларов.
Как говорили в окружении Клинтона, «он поменял правила публичных выступлений политиков». Во-первых, бывший лидер составил райдер, во-вторых, потребовал в разы увеличить оплату за лекции. Он заранее обговаривал все вопросы, которые будут задавать после его выступления, чтобы таким образом избежать неприятных расспросов. Главным табу было обсуждение секс-скандалов, в которых был замешан он сам.
«Мне надо было платить по счетам. Я, кстати, активно работаю, готовлюсь к выступлениям. Каждый день по несколько часов занимаюсь исследованиями. Людям нравится слушать то, что я им говорю», — отреагировал Билл Клинтон на все обвинения в том, что он берет непомерно огромные деньги за свои появления на публике.
При этом Клинтон отметил, что отдает на благотворительность 10 процентов от каждого гонорара за выступление, а его супруга — 17 процентов.
Несмотря на огромные деньги, которые Клинтоны получают за лекции, Билл предпочитает одежду нелюксовых брендов. Его единственная слабость — дорогие часы американской марки Timex.
Его жена, напротив, потратила много денег на создание нового имиджа для борьбы за президентское кресло в 2015-2016 годах. Как подсчитало издание The New York Post, в общей сложности новый гардероб обошелся ей в 200 тысяч долларов. Например, в 2016 году во время одного из выступлений в Нью-Йорке на Хиллари был твидовый жакет Giorgio Armani за 12,5 тысячи долларов. А в Айове Клинтон появилась в жакете Susanna Beverly Hills за четыре тысячи долларов.
Для создания нового современного образа она наняла команду имиджмейкеров и визажистов, среди которых была Кристина Шейк, помощница жены президента Обамы. Сама Мишель считалась иконой стиля и дважды появлялась на обложке журнала Vogue. В отличие от нее, Клинтон, будучи женой президента США, а также госсекретарем в администрации Барака Обамы, тонким чувством стиля не отличалась.
Благодаря команде первоклассных стилистов в гардеробе Клинтон появились наряды европейских дизайнеров. Хиллари выбирала туфли Manolo Blahnik, украшения из жемчуга Mikimoto, ожерелья Marco Bicego, Joan Hornig и Robert Lee Morris, каждое из которых стоило по несколько сотен тысяч долларов.
Особое внимание Хиллари уделяла мейкапу и прическе. Она подсчитала, что за время избирательной кампании 2016 года она потратила на укладку и макияж 600 часов своего времени — или 25 дней.
Хиллари (в девичестве Родэм) выросла в пригороде Чикаго, в квартале для среднего класса. Ее отец сколотил состояние на торговле текстилем. Впоследствии в своей автобиографической книге она вспоминала, что несмотря на хороший доход семьи, отец был крайне бережлив: выключал отопление выходя из дома и приходил в ярость при виде незакрытого тюбика зубной пасты.
Будущая первая леди с детства была лидером. Она состояла во всевозможных школьных организациях от «молодых республиканцев» и библейской школы при Методистской церкви до книжного клуба. Уже тогда она понимала, что хочет заняться политикой. По окончании школы она решила поступить в один из самых старых и престижных женских колледжей на Восточном побережье — колледж Уэллсли.
Если в школе Хиллари пользовалась успехом и уважением, то в колледже завести друзей ей оказалось сложнее. Большинство студенток были очень богаты: ездили на своих машинах, отдыхали за границей. На девушек, которые поступили в колледж благодаря своим способностям, а не за счет родителей, смотрели свысока. Вначале из-за этого Хиллари даже собиралась бросить учебу, однако потом решила остаться: для нее это учебное заведение стало дверью в большую политику.
Здесь она оказалась в своей тарелке: в университете ценили серьезных студентов. Перспективная и амбициозная девушка сразу же обратила внимание на Билла Клинтона, который был на год старше нее. Хиллари влюбилась в него с первого взгляда, однако красавец из Арканзаса, всегда окруженный толпой поклонниц, даже не смотрел в ее сторону. Тогда она решила за него бороться. В результате через год Хиллари и Билл стали встречаться. Такое партнерство подходило обоим: рассудительная и дисциплинированная девушка могла умело направить энергию неорганизованного Билла в правильное русло.
Друзья Клинтона сразу приняли Хиллари, но его матери будущая невестка совсем не пришлась по вкусу. Ей казалось, что красавцу-сыну не подходит не слишком ухоженная несовременная девушка, которая не пользуется косметикой. Зато семья Хиллари от Билла была просто в восторге. Даже ее отец, всегда придерживающийся республиканских взглядов, смирился, что его дочь выбрала демократа.
Пара начала жить вместе, сняв дешевую квартиру, Билл впервые повез Хиллари в Европу — в Великобританию. Там же он сделал ей предложение, на которое по уши влюбленная в него Хиллари неожиданно ответила отказом. Впрочем, Билл не сдался и продолжил добиваться руки своей избранницы. В октябре 1975 года они поженились в гостиной маленького коттеджа площадью 160 квадратных метров.
Здесь они прожили недолго. В 1978 году пара переехала в усадьбу губернатора Арканзаса в городе Литл-Рок — 32-летний Билл тогда одержал свою первую политическую победу, став самым молодым губернатором штата. Особняк из красного кирпича в колониальном стиле был намного комфортнее их предыдущего дома, занимая почти три тысячи квадратных метров. Через два года у Билла и Хиллари родилась единственная дочь Челси.
Дела Билла пошли в гору, в 1988 году демократы предложили ему поучаствовать в президентских выборах. Хиллари ждала, что рано или поздно об этом заговорят, но считала, что пока соглашаться рано. По ее мнению, было необходимо дождаться, пока подрастет Челси. Поэтому в президентскую гонку Билл при активной поддержке жены включился только через три года.
Хиллари сразу сколотила команду и начала контролировать избирательную кампанию мужа. Все шло гладко до тех пор, пока не разгорелся первый в карьере Билла Клинтона секс-скандал. Американка по имени Дженнифер Флауэрс заявила, что на протяжении нескольких лет была любовницей политика. Хиллари бросилась защищать мужа, уверяя СМИ, что все это — происки республиканцев, а ее муж — порядочный человек, ставший жертвой клеветы. Благодаря поддержке жены в ноябре 1992 года Билл Клинтон стал 42-м президентом США.
Переехав в Белый дом, Хиллари первым делом взялась за его интерьер. Комнату карт оформила в духе Второй мировой войны, а Голубую комнату — в стиле времен президента Джеймса Монро, правившего в XIX веке. Особым предметом гордости первой леди была столовая, оформленная в домашнем стиле. В ней были камин — для уютных семейных посиделок — и большой стол, окруженный двумя видами стульев. Хиллари также приобрела довольно обширные коллекции картин и изделий из стекла, которые остались и после того, как Клинтоны покинули Белый дом.
Хиллари постоянно поддерживала мужа и даже перенесла офис первой леди, который традиционно находится в Восточном крыле, в Западное — ближе к Овальному кабинету. Кроме того, первая леди впервые занялась своей внешностью. Здесь ей очень пригодилась дружба с Жаклин Кеннеди, которая давала ей ценные советы. Клинтон стала блондинкой и научилась носить элегантные платья дорогих брендов.
Во время президентства Билла не раз вспыхивали скандалы. Телохранители в Арканзасе вдруг заявили, что, когда Клинтон был губернатором, они поставляли ему женщин, а американка по имени Пола Джонс обвинила президента в сексуальных домогательствах и потребовала от него компенсацию в размере 700 тысяч долларов. Хиллари по традиции обвинила во всем республиканцев и поддержала мужа. Билла избрали на второй срок.
Американцы были довольны своим президентом и первой леди, пара казалась вполне счастливой. Но тут разгорелся еще один сексуальный скандал, поставивший под вопрос будущую совместную жизнь супругов. Как описывала тот день Хиллари, утром Билл сказал ей, что газеты опубликовали сообщения, которые ей не понравятся. По словам политика, его хорошее отношение к сотруднице Монике Левински могли истолковать превратно, и в первую очередь, сама женщина. Неизвестно, на самом ли деле Хиллари поверила мужу, но в очередной раз она принялась защищать его от нападок, заявляя, что у ее супруга много недостатков, но он никогда не врет.
Но дело лишь набирало обороты: для экспертизы потребовали ДНК президента. Через некоторое время выяснилось, что у политика на самом деле была интрижка с 22-летней стажеркой Моникой. Билл был вынужден признаться Хиллари, что сказал не всю правду.
По словам Хиллари, это был худший день в ее жизни. Теперь ее мужу предстояло в одиночку отвечать журналистам, оправдываться перед народом и рассказать правду дочери Челси.
Ходили слухи, что брак президентской четы висит на волоске. Клинтон практически не разговаривала с мужем и всерьез думала о разводе. Но тут в Конгрессе США президенту начали готовить импичмент. Как потом говорила Хиллари, она не знала, будет ли защищать свой брак, но она точно решила защищать своего президента. Впервые появившись на публике после скандала, первая леди улыбнулась и даже ободряюще похлопала мужа по руке.
Дома же царила совсем другая атмосфера. Ее хорошо описали бывшие сотрудники Белого дома в книге Кейт Андерсен Брауэр «Резиденция. Тайная жизнь Белого дома». «На втором этаже было как в морге», — вспоминал флорист Боб Скэнлан. Многие были уверены, что Хиллари знала о романе Билла с Моникой до того как информация просочилась в СМИ. Ее возмутила не столько сама интрижка, сколько то, что она стала достоянием общественности.
Справляться со стрессом первой леди помогало сладкое. Как потом рассказывал шеф-кондитер Белого дома Ролан Менье, он старался поднять настроение Хиллари любыми доступными ему способами. «Ее любимым десертом был торт мокко, я делал торты мокко один за одним, уж поверьте», — рассказывал он журналистам.
Образ жены, великодушно простившей блудного супруга, помог ему спастись от импичмента, а ей — пригодился в будущей политической карьере. Личный рейтинг Хиллари взлетел. Она успешно баллотировалась в Конгресс США. Для этого чете Клинтонов пришлось купить особняк в округе Уэстчестер штата Нью-Йорк стоимостью 1,7 миллиона долларов. Хиллари собиралась баллотироваться в сенат от этого штата, поэтому должна была стать местной хотя бы формально.
Выплатить всю сумму сразу пара не смогла, Биллу и Хиллари пришлось брать ипотеку под поручительство друга семьи, политика Терри Макалифа. Дело в том, что на счету у Клинтонов в тот момент было около миллиона долларов, однако еще свыше пяти миллионов они задолжали адвокатам, защищавшим Билла во время его секс-скандала с Левински.
Едва чета покинула Белый дом, в прессе заговорили о президентских амбициях Клинтон: Хиллари захотела приобрести жилье еще и в Вашингтоне. За 2,85 миллиона долларов пара купила коттедж из красного кирпича с пятью спальнями общей площадью 500 квадратных метров. Впрочем, президентом бывшая первая леди так и не стала. В 2008 году Демократическая партия сделала ставку на сенатора от Иллинойса, Барака Обаму, а Хиллари заняла пост госсекретаря.
В 2015 году она вновь выдвинула свою кандидатуру в президенты, где ее главным соперником оказался Дональд Трамп. Во время кампании то и дело всплывали компроматы на Клинтон. Подлила масла в огонь и книга Роджера Стоуна, в которой он обвинил бывшую первую леди в том, что она избивала супруга, а также в том, что она уволила охранника, который якобы отказался носить за ней сумку. Несмотря на поддержку мужа и многих американцев, Хиллари не удалось победить на президентских выборах.
После ухода из большой политики она продолжила читать лекции вместе с Биллом. Сейчас Клинтоны много времени посвящают воспитанию внуков. Известно, что, покинув Белый дом, бывший президент США изменил свои кулинарные предпочтения. До этого он был поклонником фастфуда — особенно булочек с корицей и бургеров. Теперь по совету врача бывший глава государства стал веганом. Он перенес операции на сердце и с тех пор предпочитает блюда из бобов, овощей, киноа и других круп. При этом раз в семь дней по настоянию доктора он съедает омлет или блюдо из органического лосося.