Войти в почту

Золото: Латвия сделала шаг к Магадану

Жажда «халявы» – великая сила! В Прибалтике она рождает довольно странные экономические концепции, с помощью которых местные власти хотят поднять уровень социально-экономического развития своих стран. В последнее время на этом поприще особенно преуспевает Латвия.

Золото: Латвия сделала шаг к Магадану
© Свободная пресса

«Свободная пресса» уже писала об идее заменить российский уголь в портах Риги, Вентспилса и Лиепаи на некие более прибыльные грузы. А премьер-министр республики Кришьянис Кариньш вообще призывает отказаться от «транзитного мышления» и противопоставляет ему «интеллектуальную реиндустриализацию» (деньги на неё якобы даст Европа).

Послушаешь латвийских политиков – и становится понятно, что процветание не за горами. Но процветания много не бывает. Поэтому вдобавок к восстановлению промышленного потенциала страны Кариньш и компания будут заниматься еще одним прибыльным делом – добывать цветные металлы. По крайней мере, они на это надеются.

Началось все несколько лет назад, когда проживающий в Канаде латвийский геолог Андрей Бите задумался о перспективах георазведки на своей родине. «Однажды в библиотеке одной большой исследовательской фирмы я спросил об информации о Латвии. Нашлось только совместное исследование о латвийской почве финского и эстонского ученых, которое было передано латвийским профессором Биркисом. В связи с тем, что в Канаде, США и ЮАР я в основном занимался поиском никеля, платины, палладиума и золота, ознакомившись с исследованием, я решил, что эти ископаемые могут быть и в Латвии», - рассказывал Бите.

Видимо, его коллеги тоже заинтересовались изучением латвийских недр. В 2011 году Канаду посещали тогдашний президент прибалтийской республики Андрис Берзиньш и премьер-министр Валдис Домбровскис. Здесь им организовали встречу с представителями геологического предприятия Inventus Mining Corp., в том числе с Андреем Бите. Фирма убеждала первых лиц Латвии в необходимости как можно быстрее приступить к поиску залежей цветных металлов и даже указала, где именно нужно начать разведку – в южной части Курземе.

Но эти планы натолкнулись на преграду в виде латвийского законодательства. До недавнего времени государство просто не имело права исследовать и добывать ископаемые руды на частных земельных владениях. Канадцы побуждали Латвию устранить эти юридические помехи, а та почему-то не спешила. Вопрос был отложен в долгий ящик, несмотря на то, что исследование полезных ископаемых было внесено в Национальный план развития Латвии на 2014-2020 годы. Планы есть – практической деятельности нет.

«Если бы латвийские законы позволяли исследовать недра земли, мы могли бы отправиться туда уже завтра. В Латвии, как нам кажется, можно найти никель, платину, палладий и золото. Если бы все это обнаружилось, для латвийской экономики это стало бы огромным приобретением. Можно с уверенностью сказать, что Латвия в мгновение стала бы на порядок богаче», - говорил Андрей Бите.

Местные власти прислушались к нему только в 2020 году. Правительство Кариньша утвердило поправки к закону «О недрах земли», а в прошлом месяце за них проголосовал Сейм.

«Изменения в законе предоставляют правительству право устанавливать для участков, под которыми имеются залежи ценных ископаемых, статус недр государственного значения, на которых в пользу государства вводятся ограничения на права пользования. Одновременно предусматривая возмещение собственникам земли, если руды цветных металлов действительно будут найдены под их территорией», - пишет латвийское издание press.lv.

В общем, теперь ничего не мешает Латвии приступить к поиску и добыче драгоценных металлов. Но самой ей не справиться – у местных государственных и частных компаний нет опыта подобной работы. Вероятно, геологическую разведку будут проводить иностранцы.

Еще раз обратим внимание на высказывание Андрея Бите: «Если бы латвийские законы позволяли исследовать недра земли, мы могли бы отправиться туда уже завтра». Под словом «мы» наверняка подразумеваются канадские специалисты, которые уже не один год присматриваются к латвийским недрам. Вопрос лишь в том, насколько искренне они хотят найти в Прибалтике залежи золота, никеля и других металлов. Или же их интерес ограничивается исключительно освоением бюджетных средств? Это ведь тоже неплохой вариант.

Если правительство Латвии согласится выделить хорошие деньги на поиски месторождений, не требуя при этом гарантий результата, то Inventus Mining Corp. или другие компании в любом случае получат прибыль. А потом разведут руками: дескать, простите, ничего не вышло.

В пользу этой версии говорит тот факт, что при СССР в недрах Латвии ничего драгоценного не нашли. Хотя искали.

«В поздние советские годы в Латвии проходили три очень большие геологические экспедиции, которые проводили российские геологи. Одна искала алмазы, вторая нефть на шельфе, третья была посвящена изысканиям в целом. Было сделано несколько сотен скважин, до 1200 метров», - рассказывал экс-политик и журналист Эдвин Инкенс, который организовал встречу Берзиньша и Домбровскиса с представителями компании Inventus Mining Corp. Андрей Бите изучал результаты этого бурения и использовал их как аргумент в пользу того, что латвийские недра хранят большие богатства. В частности, запасы никеля.

Но, во-первых, остаётся загадкой, почему к такому же выводу не пришли непосредственные участники геологических экспедиций на территории Латвии. Во-вторых, даже само наличие каких-то полезных ископаемых не гарантирует Латвии быструю прибыль.

«Возможно, в каких-то кернах и были признаки никелевых руд, но глубина залегания щита потребует строительства шахт. Никель добывается открытым способом в Финляндии, где месторождения никеля - в скальных магматических породах балтийского щита. И Финляндия – крупный поставщик никеля на мировой рынок. Стоимость добычи латвийского никеля будет неконкурентоспособной», - полагает еще один латвийский геолог, писатель научно-популярного жанра Константин Ранкс.

Пока что поиски месторождений цветных металлов на территории Латвии кажутся очередной авантюрой местных властей. Это отнюдь не первая их попытка найти подарки природы. Ранее власти республики грезили о месторождениях сланцевого газа. Погрезили и перестали. «Если вы хотите знать, есть ли газ у нас в Латвии, я отвечу – да, есть. Много ли? Ну, на одну керосинку хватит», - иронизировал доктор геологических наук, профессор Латвийского университета Валдис Сеглиньш.

Нефть искали куда упорнее. И в море, и на суше. Иностранным фирмам даже выдавались лицензии на добычу нефти на морском шельфе у латвийского побережья. «Я склоняюсь к тому, что нефть все же будет найдена. Вопрос только в ее количестве. Основные месторождения находятся на территории Западной Польши и Калининградской области. В Литве нефть тоже есть, но с приближением к Латвии ее количество снижается», - говорил профессор факультета географии и геологии Латвийского университета Гиртс Стинкулис в 2013 году.

С тех пор месторождения нефти Ригу так и не обогатили. В последнее время об этих планах уже и вспоминать не принято. Но желание откопать что-нибудь ценное никуда не делось. На очереди – поиски золота, никеля, платины и т. д.