Когда потомки Суворова освободят Мариуполь?

Рисковую идею воплощают в жизнь ученые Крымского федерального университета. Тут подготовили экспедицию по поиску суворовских крепостей, построенных в 1778 году и сыгравших важную роль в процессе присоединения Крыма к Российской империи. «Эти крепости, служившие местами сдерживания турецких войск, являются памятниками важнейшего периода в истории нашей страны. Они будут определены на местности, приведены в надлежащий вид, снабжены информационными щитами», – сообщила заведующая отделом Научно-исследовательского центра истории и археологии КФУ Татьяна Смекалова.

Когда потомки Суворова освободят Мариуполь?
© Свободная пресса

По ее словам, отправной точкой маршрутов стал старинный атлас, найденный в Российском государственном военно-историческом архиве. Есть красочные чертежи 33 каменно-земляных укреплений, воздвигнутых Александром Суворовым на территории Крыма – и сыгравших значимую роль в усмирении Турции, попытавшейся вновь взять под контроль Крымское ханство после Кючук-Кайнарджийского мирного договор мирного договора. Первый этап университетской экспедиции пройдет от суворовской крепости в Ак-Мечетской Гавани нынешнего поселка Черноморское к высшей точке на западе полуострова – знаменитому мысу Тарханкут. Там находится один из обнаруженных оборонительных фельдшанцев. Крепость и фельдшанец охраняли единственную дорогу на Гезлев-Евпаторию.

Ну а главной задачей университетской экспедиции заявлено создание сразу нескольких туристических маршрутов, связанных с именем самого выдающегося полководца нашего Отечества. В конечном итоге именно благодаря Суворову российские войска окончательно обезопасили Крым от турецкой угрозы конца 1770-х гг. Хотя далеко не только укрепления могут войти в маршрутную карту. Например, есть на востоке полуострова, неподалеку от городка Белогорск легендарный Суворовский дуб. Предание гласит, что именно под этим деревом Александр Васильевич принимал капитуляцию 40-тысячной армии османов. Совсем рядом еще одна природная достопримечательность, занесенная практически во все каталоги мира, - Белая гора, она же Ак-Кая. Удивительной красоты горное плато служило местом средневековых казней. Ордынцы специально привели на вершину Белой скалы гетмана Богдана Хмельницкого, чтобы знатный пленник не мешкал с выкупом, поглядев, как сбрасывают в пропасть казаков-запорожцев. Времена меняются, и уже в 1783 году крымско-татарские беи, собранные на плато Суворовым и светлейшим князем Потёмкиным, дружно принесли присягу на верность России. Иной альтернативы у скального среза Ак-Кая для новых подданных, мягко говоря, не было.

«Воевать не числом, а умением. Тяжело в учении — легко в походе! Опасности лучше идти навстречу, чем ожидать на месте. Мы русские и потому победим…» - свою «Науку побеждать» главнокомандующим армии в Новороссии написал уже после присоединения Крыма, штурма мощнейшей турецкой цитадели Измаил и подавления польского восстания. Великая книга - концентрат идей военного искусства, на которых выросла плеяда российских военачальников. Однако генерал-фельдмаршал лукавил – в «Науке побеждать» нет ни слова о его самой парадоксальной победе, цену и значение которой еще предстоит осознать нынешней России. Суворовское «пуля дура, штык молодец» давно кажется полной архаикой. Зато грандиозная операция переселения всего христианского населения Крыма – супер-актуальна для современности.

Невероятно, но Александр Суворов победил Крымскую орду организованными беженцами. Единственная абсолютно бескровная победа на всем его боевом пути! Полученные за это дело орден Александра Невского и бриллиантовую Звезду он почитал главными наградами своей жизни.

Итак, начало ХVIII века. Ханы Гиреи представляют грозную военную силу. Во времена Петра I рейдовая группа крымских татар обстреляла конвой настоятеля Киево-Печерской лавры. Татарская стрела поразила настоятеля буквально в двух шагах от «матери городов русских»! Когда сам император отправился в печально известный Прутский поход, крымская конница численностью в 70 тысяч сабель совместно с турецкой армией окружила наши войска. Петр едва не попал в плен. Он заключил мир на крайне невыгодных условиях, и то благодаря драгоценностям жены, отданным в штаб визиря Мехмед-паши.

Ордынцы атаковали российские пределы практически каждый год, даже в царствование Екатерины Великой. Последний большой набег случился зимой 1769-го, после начала первой русско-турецкой войны. 80-тысячная крымско-татарская орда под предводительством хана Керима перешла границу и двинулась на Елисаветград, ныне Кировоградчину в центре Украины. Хан планировал идти на Польшу поддержать восставших конфедератов. Проводниками для орды служили польские ксендзы. Крымцев остановили массированным пушечным огнем. Керим не решился штурмовать хорошо укрепленные бастионы и распустил свои отряды для захвата невольников. Опустошив весь край и захватив большой полон, хан с добычей ушел за Перекоп.

Ответ пришел уже следующим летом. Гренадеры князя В.М.Долгорукого за месяц овладели Крымом. Дотла сожгли Бахчисарай, в Кефе-Феодосии пленили османского главнокомандующего-сераксира. Увы, подписанный Кучук-Кайнарджийский договор не решил проблему. Крымское ханство оставалось под фактическим протекторатом турецкого султана. Полуостров надо было принуждать к миру, только вот действовать чисто военными методами Россия уже не могла.

Вспомним реальную «науку побеждать». Оказывается, новые методы ведения войны – это хорошо забытые старые. 24 ноября 1777 года главнокомандующий русской армией на юге генерал-фельдмаршал П.А.Румянцев представил Екатерине II стратегический план новой крымской компании. Прежде всего, военное командование предусмотрело тотальный вывод из полуострова христианского населения. Причина проста и предельно цинична – они являлись основным трудовым ресурсом Крымского ханства. Подати с «неверных» составляли главную «мирную» статью дохода ханской казны.

Сами татары занимались лишь набегами. А когда боевых всадников заперли на полуострове, существование ханства стало предельно зависимым от труда «неверных». Великолепный крымский сафьян ценился по всему востоку Европы. С семнадцатого столетия распространилась слава о крымских карабинах. Высоко ценились здешние сабельные и ножевые клинки. Однако на полях и в садах, в кожевенных и даже оружейных мастерских работали христиане.

Идеологию переселения сформулировала сама Екатерина Великая: «…предохраняя жительствующих в сим полуострове от угнетения и свирепства, которые они по вере своей и преданности к нам от мятежников и самих турок неминуемо потерпеть могут, надлежит дать им под защитой войск наших безопасное убежище». Главным исполнителем акции являлся командующий Крымским корпусом А.В.Суворов. Всем командирам гарнизонов и резиденту русского правительства при хане предписывалось начать с активную агитацию, прежде всего среди греков и армян. Уговаривая их к переходу в российское подданство. Особую роль отводили духовенству. В первую очередь самому авторитетному пастырю - митрополиту Греко-Кефайской епархии Игнатию, «обнадежа его разными выгодами».

Задача была поставлена крайне трудная. Многие зажиточные христиане владели большими производствами, мастерскими, домами и загородными поместьями, пахотными землями, садами, виноградниками. Они давно притерпелись к ордынскому диктату Как бросить свое и уйти в неизвестность?. Есть исторический факт, когда во время похода кошевого атамана Запорожской Сечи Ивана Сирко семь тысяч православных невольников отказалось покидать таврические пределы. Разгневанный кошевой велел собрать «освобожденных» и объявил, что никого насильно на батькивщину возвращать не будет, каждый волен сам решать свою судьбу. Многие, не раздумывая, покинули казацкий лагерь и пошли назад в Крым. Атаман поднял несколько сотен самых молодых казаков, велел догнать «зрадников» и вырезать всех до одного. Патриотическая молодежь выполнила задание, завалив долину изрубленными телами.

Естественно, Суворов учел прежний опыт. С душой помогал агитационной работе духовенства, которое в переселении в единоверную Россию видело избавление христиан от «магометянского ига». Как результат, общины решились на переезд. Первая июльская группа беженцев выехала из Бахчисарая. Их безопасность обеспечивали суворовские штыки. Духовным лидером переселенцев и выразителем надежд стал митрополит Игнатий, утверждавший, что «более 30 тысяч вышли из семи городов и многих десятков больших селений». Ровно через два месяца последними покинули полуостров монахи обители Великомученика Георгия в севастопольском Фиоленте. 18 сентября 1778 года считается Днем выхода христиан из Крыма.

Суворов лично провел народ через Перекоп до нового места жительства, после чего рапортовал Румянцеву об успешном завершении операции. Крымские греки оказались в Приазовье, где основали город Мариуполь и еще двадцать сел. С того момента и до сих пор их станут называть мариупольскими греками. Сегодня эти жители Донбасса – под бандеровской оккупацией. Многие греки доблестно сражаются в рядах Народной милиции ДНР.

Крымских армян Александр Васильевич отправил на Дон. Первое гражданское поселение около крепости Святого Дмитрия Ростовского — город Нор-Нахичеван - сейчас один из районов Ростова-на-Дону. Благодаря массовому христианскому исходу ханство катастрофически ослабло. Уже через несколько лет превратилось в экономическую развалину, практически не способную оказывать сопротивления. 8 апреля 1783-го Екатерина подписала манифест «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу». Впрочем, был и другой крайне важный документ. Беженцы получили от императрицы «Жалованную грамоту», где подтверждались обещанные права и привилегии. Среди прочего переселенцы освобождались на 10 лет от государственных налогов и на 100 лет – от рекрутской повинности. Все получили права свободных коренных жителей России. На каждую мужскую душу правительство нарезало по 30 десятин отличного чернозема. Обеспечило средствами для закупки скота, рабочего инвентаря и постройки домов.

Почему все семь лет войны на Донбассе российские чиновники воспринимали поток современных беженцев как большую и тягостную проблему? Увешанные рунами СС, украинские наци не прекращают убийств. Значит, люди будут уходить на восток. И если так, процесс надо возглавить. У Суворова получилось, у нынешних – нет.

- Россия готова принять на проживание 600 тысяч человек! – еще в самом начале конфликта утверждал тогдашний глава ФМС Константин Ромодановский. Речь шла о Госпрограмме переселения соотечественников. Из федерального бюджета пошла гигантская сумма, достаточная для переезда указанного количества. Деньги потрачены, а программа рухнула. Реально переселенцев-славян получили в 5–10 раз меньше. И вместо братского православного населения даже в разгар пандемии требуем вновь открыть миграцию гастарбайтеров-азиатов.

Московские архивы Древних актов, конкретно в отделе «Посольский приказ-Малороссийские акты», хранят богатейший материал о массовом переселении жителей Украины-Руси в Московское государство на рубеже XVI-XVII столетий. Особо интересно чисто деловое отношение царского правительства к этому процессу, крайне необходимому для страны. К сотням тысяч казаков и крестьян, бежавших в российские пределы от террора Речи Посполитой. То есть, от ляхов-униатов, чьи потомки сейчас заняли Киев и выжигают Донбасс.

В типовой инструкции пограничным воеводам приказывается: « чтобы черкасам-переселенцам не было ни от кого никаких кривд и убытков... Наделять их пахотными землями, сеножатиями и всякими выгодами». Действовала целая государственная технология, новоприбывшим оказывалась специальная помощь. Сохранились отчеты-донесения воевод о выдаче «государственного жалования за выход». По 5 рублей платили украинским мигрантам-мужчинам; матерям и женам – по полтора рубля; отрокам от 15 лет – один рубль, а младшим – полтину. Для сравнения, на московском рынке того времени четырехгодовалого бычка продавали за рубль, овца стоила 16-18 копеек. Ежегодное жалование «за несение царской службы» назначалось атаманам, эсаулам и рядовым казакам-«черкасам». Кроме денег, получали натурой: семейные по 5 четвертей ржи и 2 пуда соли, одинокие – по 3 четверти ржи и 1 пуду соли. Для поселения им полагались участки для постройки хат и 10 га пашни -«по три десятины в каждом из трех полей» .

Например, прославленный Денисом Давыдовым 12-й Гусарский Ахтырский полк ведет свою летопись с 1651 года. Тогда в царствование Алексея Михайловича Романова родилась слобода Ахтырка – современный городок на Сумщине. Сначала здесь образовали украинский казачий полк, который защищал московскую окраину от набегов татар и ногайцев. Потом появились ахтырские гусары. Именно таким образом на карте Царства Московского возникла Слободская Украина, густонаселенная Слобожанщина. Да, нынешняя Харьковская область, где уже официально поднят красно-черный бандеровский флаг.

До Харькова победоносный Суворов не дошел. Однако от Херсона до Одессы помнят несокрушимую мощь его чудо-богатырей. И в донецком Мариуполе по праву считают Александра Васильевича основателем города. Пора возобновлять маршрут.