Войти в почту

Газовая фикция ЕС ценой в 440 млн евро обеспечивает РФ новыми маршрутами

Миллионы евро, которые Еврокомиссия тратит на газовые проекты для диверсификации поставок из РФ, оставляют Европу с российским ресурсом, рассказал ФБА «Экономика сегодня» президент фонда исторических исследований «Основание» Алексей Анпилогов.

Газовая фикция ЕС ценой в 440 млн евро обеспечивает РФ новыми маршрутами
© ФБА "Экономика сегодня"

Европейская комиссия за семь последних лет потратила 440 млн евро на семь бесполезных газовых проектов. Большая часть финансовых средств, а именно 431 млн евро, говорится в исследовании международной правозащитной организации Global Witness была направлена на газопровод, предназначенный для снижения зависимости Евросоюза от российского газа.

Речь идет о трубопроводе BRUA с маршрутом Болгария — Румыния — Венгрия — Австрия, который, вероятнее всего, не достроят. Часть газопровода протянули в ноябре 2020 года, но она расположена внутри Румынии и не соединяет ее ни с соседними странами, ни с черноморскими месторождениями. Бесполезность этого проекта подтверждается и обеспокоенностью инвесторов, уверенных, что по газопроводу не пойдет черноморский газ, так как один из операторов неосвоенных месторождений в Черном море Exxon собирается продать лицензию. Такие перспективы не обрадовали лиц, ранее заинтересованных в проекте, поэтому в апреле 2020 года планы по продлению BRUA в Венгрию отложили на неопределенный срок.

Однако в Румынии настроены позитивно. Например, генеральный директор румынского «Трансгаза» Ион Стериан продолжает заявлять о развитии газотранспортной системы страны. Ему противоречит глава румынского регулятора ANRE Мария Маничута, которая в принципе не знает, что транспортировать по газопроводу, кроме еще не добытого черноморского газа.

«Внутренние перемычки в Евросоюзе можно сравнить с капиллярами, которые доставляют газ в те или иные страны региона. Но есть еще магистральные артерии на территориях близ Европы, по которым заходит газ в капилляры ЕС. Например, Украина, не входящая в Евросоюз, но при этом, как энергодефицитная страна, потребляет российский газ. По документам он может поступать откуда угодно, но это попытки обмануть самих себя.

Так вот соединительный газопровод BRUA вроде бы идет не из России, а трубу пополнят через TANAP и TAP, «Южный поток» и EastMed. Но фактически туда же заходит российский «Турецкий поток». За счет него Турция планирует стать хабом по примеру Германии с «Северным потоком» и газопроводом, который сейчас достаивается», - объясняет Алексей Анпилогов.

Евросоюз не жалеет денег на спекуляции

Международная правозащитная организация Global Witness в своем исследовании, оценив позиции всех участников проекта BRUA и вовсе заподозрила, что подобная неопределенность может указывать лишь на нецелевую трату средств европейских налогоплательщиков. Кроме того, с учетом вложений правительств стран Евросоюза и грантов местных банков сумма явно превышает 440 млн евро.

Известно, что в 2017 году многострадальный газопровод, призванный освободить Европу от российского ресурса, получил 60 млн евро от Европейского банка реконструкции и развития. общая сумма финансовой помощи ЕС на строительство газопровода составила 180 млн евро.

«Когда Евросоюз начинает финансировать подобные проекты, он не то, чтобы льет воду на свою мельницу, а помогает таким странам, как Турция, получить статус транзитера. Анкара, в свою очередь, думает, что получает рычаг политического влияния.

Но в этом и есть интерес России. Конечно, ей сейчас трудно воздействовать на политику Евросоюза, но с другой стороны, Москва может эксплуатировать формально декларированный подход ЕС к диверсификации в свою пользу. Выбор очевиден: у РФ есть одна Украина, либо есть Германия, Украина, Белоруссия и Турция с возможностью выбора маршрутов», - добавил эксперт.

После всех подсчетов Global Witness посоветовала Еврокомиссии отказаться от всех неудачных газовых проектов и убрать их из списка приоритетного интереса (PCI). Но премьер-министр Румынии Людовик Орбан на церемонии запуска первой части проекта подтвердил позитивный настрой, несмотря на плачевные перспективы и массовую растрату средств.

Борьба с российским газом играет злую шутку с ЕС

Краски вокруг BRUA сгущаются, стороны все глубже вязнут в противоречивых действиях и заявлениях: Бухарест, вопреки своим же позитивным лозунгам, рушит все на корню и ограничивает экспорт газа, повышая налоги для добывающих компаний, а партнеры по глубоководному блоку «Нептун» OMV Petrom и ExxonMobil отложили все свои планы на газопровод и приблизились к отказу от него.

Последнее инвестиционное решение по BRUA, сообщили в Global Witness, планируют обсудить в первом квартале 2022 года, при том, что разработка месторождения с запасами 84 млрд кубометров запланирована на 2025 год. принятие последнего инвестиционного решения и американская компания собралась покинуть проект.

В OMV планировали, что добыча в Черном море вообще начнется в 2020 году. Однако глава департамента по добыче OMV Йохан Пленингер уверен, что с мертвой точки проект сдвинет только отмена изменений налогового законодательства Румынии. Но пока Бухарест размышляет, заявлял министр энергетики страны Виргил Попеску, другой партнер ExxonMobil ведет переговоры о продаже доли госкомпании «Ромгаз».

Вторая часть газопровода BRUA также уперлась в тупик: в Global Witness допустили, что в Венгрию она не дойдет, пока не появится конкретика в освоении черноморских месторождений. Изначально планировалось, что на черноморском глубоководном месторождении участники проекта ежегодно смогут добывать 3−6 млрд кубометров газа и отправлять большую часть в Венгрию и Австрию. Но отсутствие заявок на поставку по второй части газопровода скорректировало планы Еврокомиссии.

Алексей Анпилогов, оценивая многочисленные попытки Евросоюза диверсифицировать поставки российского газа заключает, что чем больше таких проектов в Европе, тем лучше для РФ. При этом исход их реализации, потеря денег Еврокомиссией и различные заявления не встанут на пути голубого топлива из России, которая, в свою очередь способна использовать излюбленные ЕС правила против таких попыток.