У США не получится «отвязать» Китай от мировой экономики – аналитик
Взаимоотношения США и Китая, двух крупнейших экономик мира, значительно ухудшились в последние годы. И на это есть объективные причины, заявила корреспонденту ИА REGNUM руководитель отдела макроэкономического анализа ГК «ФИНАМ» Ольга Беленькая.
«В начале нулевых, когда в мире был тренд на глобализацию, США поддерживали Китай, в частности, содействовали его вступлению в ВТО, надеясь, что это будет способствовать его интеграции в мировое сообщество.
Однако по мере того, как Китай набирал все большее экономическое, политическое и военное влияние в мире, а при этом у США вследствие переноса производств в Китай накапливался внешнеторговый дефицит и терялись рабочие места, у американских политиков накапливалось разочарование.
К тому же, США беспокоит технологическая конкуренция со стороны Китая, которую они считают недобросовестной, обвиняя Китай в краже технологий и принуждению компаний с иностранным капиталом, работающим на территории Китая, к их передаче государству.
Для Дональда Трампа с его лозунгом «Make America great again» главным приоритетом в отношениях с Китаем стало сокращение внешнеторгового дефицита США и возврат рабочих мест в страну — этого он пытался добиться в основном путем повышения импортных пошлин на продукцию, произведенную в Китае. Тарифные войны негативно отражались на мировой экономике и инвестициях, но не привели к устойчивому сокращению торгового дефицита США с Китаем.
В начале 2020 года страны заключили первую часть торговой сделки, которая должна была привести к существенному увеличению импорта Китаем американских товаров и прекращению «нечестных» практик Китая в торговле, интеллектуальной собственности и недопущению девальвации юаня для поддержки конкурентоспособности своего экспорта.
Однако с началом пандемии, вызвавшим коллапс мировой экономики в прошлом году, от которого США пострадали сильнее Китая (так, на пике «коронакризиса» в апреле 2020 г. безработица в США достигла невиданных с послевоенных времен 14,7%), отношения стран ухудшились до предела.
В последний год президентства Трамп постоянно вводил разного рода санкции и ограничения против Китая, китайских технологических компаний (обвиняя их в сотрудничестве с китайским ВПК), был принят закон о делистинге китайских компаний с американских бирж, если они не подчинятся правилам американского аудита.
Трамп обвинял китайское руководство и в нарушениях прав человека, и в фактическом лишении автономии Гонконга, и даже в искусственном создании COVID-19 (как минимум, утаивании правдивой информации в начале пандемии).
На этом фоне китайское руководство надеялось на смену лидера в Белом доме (Джо Байден критиковал практику торговых войн), и Си Цзиньпин стал одним из первых мировых лидеров, поздравивших Байдена с победой еще до официального признания его избранным президентом.
Для Байдена, значительно более предсказуемого и профессионального политика, чем Трамп, сохраняется приоритет принципа «заставить Китай играть по международным правилам».
Для него как для лидера Демократической партии традиционно более важное значение имеет соблюдение прав человека и демократических принципов, что власти Китая воспринимают как посягательство на свой суверенитет. Однако при Байдене, возможно, странам будет немного проще договариваться по экономическим вопросам.
Лидеры США и Китая уже провели первые телефонные переговоры, обозначив позиции своих стран. Для мировой экономики и фондовых рынков было бы лучше снизить градус эскалации отношений между США и Китаем.
Хотя они неизбежно останутся стратегическими конкурентами (китайская экономика единственная из G20 выросла в 2020 году, несмотря на пандемию, и новый прогноз британского Центра экономических и бизнес-исследований (CEBR) приближает срок ее перемещения со 2-го места в мире после США на 1-е место уже на 2028 год, на пять лет раньше, чем в прежнем прогнозе), «отвязать» Китай от мировой экономики (как мечтал Трамп) уже невозможно.
К тому же, США и Китай по-прежнему находятся «в одной лодке»: Китай является одним из крупнейших внешнеторговых партнеров США (по итогам 2020 г. товарооборот между странами вырос в годовом исчислении на 8,3%, до $586,72 млрд), а Китай — вторым после Японии держателем госдолга США (на ноябрь 2020 г. — около $1 трлн)», — высказала свое мнение аналитик.
Как сообщало ИА REGNUM, президент США Джозеф Байден провел первый телефонный разговор с председателем КНР Си Цзиньпином. В ходе переговоров Байден заявил, что обеспокоен действиями Пекина.
Читайте также: Байден провел первый телефонный разговор с главой Китая