Войти в почту

о предостережении экс-министра финансов Украины о приближающемся дефолте

«При подобном подходе к управлению государством стоит ли особо сильно недоумевать по поводу того, что Украина на опасно близкое расстояние приблизилась к дефолту? Как я уже писал, недоумение, наверное, должно вызывать другое: тот факт, что пока дефолт в стране ещё не наступил. Но с такими талантливыми, квалифицированными и весёлыми управленцами, какие сейчас находятся у руля в Киеве, это наверняка лишь вопрос времени».

Что должны делать высшие чины государства, если их стране уже в ближайшем будущем грозит дефолт? Известно что: принимать экстренные меры для спасения экономики, морально готовить население к наступлению ещё более тяжёлых времён, чем обычно, думать о секвестре бюджетных расходов. А вот украинская политическая верхушка на этот же самый вопрос дает принципиально иной ответ. Нашей стране грозит дефолт? Прикольно! Надо повеселиться! Давайте ещё какое-нибудь шоу устроим и выделим для этого целую область государства с населением почти в 1 млн 200 тыс. человек.

Вы говорите, что такого не может быть даже на Украине? Тогда давайте перейдём к фактам. Бывший министр экономики Украины Виктор Суслов опубликовал в местном издании «Главред» краткую, но ёмкую статью о перспективах этой самой экономики. Если бы я был украинцем, то у меня во время чтения этого текста волосы бы точно встали дыбом: «Бюджет-2021 принят с большим дефицитом — 5,5%. Изначально проект бюджета готовился с дефицитом в 6%, однако после замечаний МВФ о чрезмерности этой цифры дефицит уменьшили, хоть и несущественно. Согласно украинскому законодательству и международным нормативам, приемлемым является дефицит госбюджета до 3%. У нас он почти в два раза больше, а это значит, что Украина не смогла сколько-нибудь серьёзно сократить расходы при падающей экономике. За 2020 год украинский ВВП упадёт на 5—6%. В следующем году хотя и ожидается рост на 4,7%, он не сможет компенсировать уровня падения хотя бы 2020 года».

Конечно, в период пандемии коронавируса с экономикой тяжело почти во всех странах мира. Но вот пугающие явления, о которых Виктор Суслов дальше рассказывает в своей статье, отражают не столько общемировые тенденции, сколько специфику современной украинской политической ситуации: «Два транша кредитов МВФ по $700 млн, которые Украина не смогла получить в 2020 году, скорее всего, будут предоставлены в первые месяцы 2021 года. Они тоже пойдут на финансирование дефицита госбюджета и будут проедены. Плюс кредитов от МВФ состоит в том, что проценты, под которые они даются, ниже рыночных. Минус состоит в том, что для их получения приходится идти на уступки нашим кредиторам в плане проведения внутренней и внешней политики страны. И чем больше мы пользуемся кредитами МВФ, тем больше мы видим конкретных примеров внешнего управления украинской политикой и экономикой».

Хотите конкретики? Пожалуйста. Вот, например, какая «радостная новость» появилась на лентах украинских информационных агентств во время визита заместителя государственного секретаря Кита Крача в Киев на излёте минувшего года: «Министерство иностранных дел решило убрать всё оборудование Huawei из своих зданий, этому примеру последуют и несколько других правительственных учреждений», — заявил Крач по итогам встречи с премьер-министром Денисом Шмыгалём... По его словам, Украина также выразила заинтересованность в инициативе «Чистая сеть», участники которой для информационной безопасности отказываются от использования услуг китайских телекоммуникационных компаний в развитии сетей 5G».

Украина сама «выразила заинтересованность» или её силком заставили «выразить заинтересованность»? Из статьи отставного киевского министра экономики однозначно следует, что речь идёт именно о втором варианте: «Заявление американского дипломата Кита Крача о том, что Украина должна отказаться от оборудования Huawei. Судя по всему, Украина выполнит это требование, хотя это приведёт к новым потерям для украинского бюджета. В итоге придётся куда-то деть уже установленное китайское оборудование и нарушить условия контрактов. По сути, Украину вынуждают ввести экономические санкции против Китая: отказ от китайского оборудования равнозначен введению экономических санкций. Однако Украина, для экономики которой взаимодействие с Китаем имеет крайне важное значение, всё равно готова идти по этому пути».

Добавлю от себя: по этому скользкому пути Украина стараниями своих политиков идёт весело, с шутками и прибаутками.

Вот, например, типичный образчик киевской «официальной хроники». Кабинет министров Украины согласовал назначение председателем Черкасской областной государственной администрации гражданина Александра Скичко, 29 лет от роду. Я, конечно, помню про Уильяма Питта младшего, который стал премьер-министром Великобритании в ещё более нежном для политика возрасте 24 лет. Но это было в XVIII веке. А кроме того, Питт являлся самым настоящим политическим вундеркиндом: талантливым управленцем и блестящим оратором. Можно ли то же самое сказать про Александра Скичко? Возможно, спустя энное количество времени его тоже объявят выдающимся государственным деятелем. Но пока все его реальные достижения относятся исключительно к сфере шоу-бизнеса.

При подобном подходе к управлению государством стоит ли особо сильно недоумевать по поводу того, что Украина на опасно близкое расстояние приблизилась к дефолту? Как я уже писал, недоумение, наверное, должно вызывать другое: тот факт, что пока дефолт в стране ещё не наступил. Но с такими талантливыми, квалифицированными и весёлыми управленцами, какие сейчас находятся у руля в Киеве, это наверняка лишь вопрос времени.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.