Референдум по статусу ДНР потребует изменения подхода к Минским соглашениям

Перспективы ДНР и ЛНР зависят от многих факторов, заметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» политолог Аждар Куртов.

Референдум по статусу ДНР потребует изменения подхода к Минским соглашениям
© ФБА "Экономика сегодня"

Глава ДНР Денис Пушилин заявил о готовности провести повторный референдум о самоопределении.

ДНР может снова задействовать механизм прямой демократии. В народной республике не утратили, а укрепили веру в свободу, гуманизм, права человека и вновь готовы показать стремление к идеалам и ценностям, ради которых народ вышел на улицу в 2014 году.

Руководитель МИД ДНР Наталья Никонорова предложила членам Совбеза ООН провести международно признанный референдум, чтобы узнать мнение народа Донбасса. Пушилин также подчеркнул готовность оказать содействие данной акции.

Международный статус ДНР и ЛНР не определен

Ситуация со статусом ДНР и конфликтом в Донбассе патовая. Пушилин заверил, что Донецк уважает нормы международного права, но согласно им проблема независимости Донбасса может быть решена только на переговорах с Киевом.

Есть прецедент Косово, продавливаемый с 2008 года коллективным Западом, но несмотря на то, что эта часть Сербии признана большим числом стран и вошла в европейские структуры, она не является членом ООН и остается частично-признанным государством.

Трамп в прошлом году провел переговоры Белграда и Приштины, но они не означают решения проблемы: Сербия пошла на экономические и гуманитарные уступки, но не признала суверенитет Косово.

Таким образом, проблема Косово сохраняется, что бы там не вещали на Западе, а ситуация по ДНР и ЛНР еще сложнее. 

После обострения под Дебальцево в феврале 2015 года были подписаны вторые Минские соглашения, но они не выполнены кроме пункта о прекращении полномасштабных военных действий и саботируются Киевом. Однако они действуют, и под ними присутствуют подписи Донецка и Луганска. По «Минску-2» ДНР и ЛНР признают себя частями Украины, но наделяются особым статусом.

Эту скользкую тему невозможно проигнорировать при проведении нового референдума: голосование должно обновить задачи ДНР, в том числе по тематике Минских соглашений, а не являться банальным волеизъявлением населения.

Первый референдум о государственной самостоятельности в Донецкой области Украины прошел 11 мая 2014 года, после чего Донецк 12 мая заявил о суверенитете ДНР. Интересно, что тогда под контролем народной республики была большая территория.

Аналогичный процесс состоялся в ЛНР, но международное сообщество продублировало позицию Госдепа США, назвавшего данное событие «нелегальным и фальшивым». На сегодняшний день ни одна страна мира не признала ДНР и ЛНР.

Статус ДНР и ЛНР находится в подвешенном состоянии

«С точки зрения мирового опыта перспективы у народных республик есть. Страны из чего-то рождаются, а многие из современных государства получили суверенитет, будучи частью более крупных образований», - заключает Куртов.

Признание и непризнание других стран и международных организаций не влияет на внутреннюю суверенность государств.

«Наработки современного международного права затуманили данный вопрос, а так США изначально являлись английской колонией и обрели суверенитет в результаты войны за независимость с Британией», - констатирует Куртов.

Однако современная международная политика цинична и ее определяют крупные игроки: РФ, США, Китай и международные объединения.

«В этом вопросе все неоднозначно. Если мы посмотрим на события последнего времени, то их сложно трактовать с точки зрения перспектив ДНР и ЛНР. Показательным является новый нагорнокарабахский конфликт: Нагорно-Карабахская республика долгие годы была и позиционировала себя в качестве независимого государства, но теперь ситуация изменилась», - резюмирует Куртов.

Поражение армянской стороны привело к потере значительной части территории и смутным перспективам сохранения суверенитета Нагорно-Карабахской республики, а ведь в течение 26 лет такого вопроса не возникало.

«Вопрос о суверенитете Нагорного Карабаха не прописан в документах, только позиция Азербайджана вряд ли от этого изменится, а ресурсов у армянской стороны сегодня значительно меньше, чем еще полгода назад», - заключает Куртов.

Данный опыт важен при рассмотрении перспектив ДНР и ЛНР: отсутствие международного признания народных республик и договора с Украиной позволяет украинцам попробовать решить данный вопрос силовым путем.

На это они рассчитывали изначально, но страной-гарантом Минских соглашений является Россия. Если Киев выйдет из Минских соглашений или начнет новый военный конфликт в Донбассе, то позиция Москвы изменится.

«Многое зависит от развития международные отношений. Если США справятся с внутренним кризисом, обретут прежнюю мощь и продолжат устраивать внешнюю политики путем давления на другие страны с использованием силового компонента, то как знать, что может случиться на украинском направлении», - констатирует Куртов.

Пока ситуация подвешена: с 2014 года ни одна из сторон не получила преимущества в рамках конфликта в Донбассе.

«Такое состояние может длиться долго. Примером является Турецкая Республика Северного Кипра, которую никто кроме Турции не признает, но которая де-факто существует и развивается», - резюмирует Куртов.