По лекалам «холодной войны»: что означает американский «Акт о демократии» для Беларуси

28 декабря Палата представителей Конгресса США повторно одобрила Акт о демократии, правах человека и суверенитете Беларуси», преодолев вето президента Дональда Трампа и проведя этот закон в жизнь. В Минске документ назвали «однозначно недружественным шагом и неприкрытым вмешательством во внутренние дела суверенного государства». Он предполагает расширение возможностей по введению санкций против президента Беларуси Александра Лукашенко и его сторонников и одновременно – по поддержке белорусской оппозиции. Соответствующие расходы уже включены в бюджет на 2021 г. Важным аспектом Акта также являются его антироссийские положения. Что означает для Минска и Москвы принятие этого документа, оценил директор общественного объединения «Центр изучения внешней политики и безопасности», белорусский политолог Денис Буконкин.

По лекалам «холодной войны»: что означает американский «Акт о демократии» для Беларуси
© Евразия Эксперт

Старый новый Акт о демократии

Не так давно в США вышла и официально одобрена уже четвертая редакция Акта о демократии, правах человека и суверенитете Беларуси. Это именно редакция – того самого акта, который был введен в 2004 г., и пережил их три: в 2006 г., 2011 г. и 2020 г. При этом автор новой редакции в ряде мест решил не очень утомлять себя какими-то серьезными правками, а просто добавил некоторые фразы, например «мирные протестующие», поменял даты и этим ограничился. Так, например, поступили с разделом, касающимся содействия демократии, гражданскому обществу и суверенитету Беларуси. В то же время авторы проекта демонстрируют не очень хорошее владение белорусскими реалиями, которое выливается в ряд ошибок и неточностей, хорошо видных знакомому с тематикой эксперту.

Так, утверждается о необходимости жестких санкций в отношении российских пропагандистов, которые якобы заменили работников белорусских СМИ. Очевидно, американские чиновники не знают, что 20 российских специалистов, которые приезжали в Беларусь, с сентября 2020 года больше не находятся в стране. То же можно сказать и об утверждениях о попытках вмешательства в ситуацию в Беларуси со стороны высших чиновников Союзного государства и Российской Федерации. Явным фейком является и утверждение об общенациональной забастовке в Беларуси, к которой якобы присоединились БелАЗ, МАЗ и МТЗ.

Все это свидетельствует о том, что источником информации для авторов законопроекта являлись оппозиционные активисты, а не представители гражданского общества и экспертных кругов, знакомые с белорусской ситуацией и не выдающие желаемое за действительное.

При этом обращает на себя внимание, что в Акте прозвучало только три имени, помимо Светланы Тихановской – это имя задержанной члена координационного совета Марии Колесниковой, гражданина США, политтехнолога Виталия Шклярова, главы католической церкви в Беларуси Тадеуша Кондрусевича. И именно Колесникову назвали лидирующим оппозиционным деятелем, очевидно, ставя ее в один ряд с Тихановской.

Планы США

В целом в документе предусмотрены четыре основных вида деятельности США в белорусском контексте:

1). Поддержка СМИ и предоставление ряда технологий для осуществления независимой журналистской деятельности в обход контроля со стороны государства. При этом преимущество будет отдаваться белорусскоязычным СМИ, которые на данный момент не являются самыми популярными в стране.

2). Поддержка оппозиции и протестующих, на чем, видимо, сосредоточится увеличенное дипломатическое присутствие США в стране. При этом почему-то представители IT сектора сразу же записаны в протестующих, хотя подавляющее большинство из них работает в государственном Парке высоких технологий и уходить оттуда никуда, по всей видимости, не собирается.

3). Сотрудничество с ЕС в плане сбора доказательств нарушений прав человека со стороны правительства Беларуси, введения санкций в отношении Белорусских чиновников и предприятий. Это станет одним из элементов возвращения к трансатлантическому партнерству, и именно сотрудничество по Беларуси будет призвано продемонстрировать новое укрепление солидарности между США и ЕС после достаточно противоречивого периода президентства Дональда Трампа.

4). Противодействие сотрудничеству Беларуси и России, развитию интеграционных процессов в рамках Союзного государства. При этом авторы доклада не в курсе, что на данный момент это самое интеграционное строительство находится на паузе, и мы имеем дело со значительным сокращением бюджета Союзного государства. Нет и конкретного решения по так называемым интеграционным картам. Если беспокоиться об усилении интеграции и нужно было, то осенью 2019 г., а никак не зимой 2020 г. Пандемия наложила свои ограничения на интеграционное строительство, а Россия в условиях карантина даже вернулась к пограничному контролю белорусско-российской границы.

А был ли смысл?

Вообще, документ, который вроде бы должен заниматься благородной целью продвижения демократии, прав человека и суверенитета Беларуси, к сожалению, вряд ли добьется цели. И не потому, что суверенитет понимается американскими чиновниками исключительно как полная независимость от России, использование бело-красно-белого флага, «пагони» и белорусского языка. Не потому, что демократия воспринимается в основном как противодействие режиму и проведение новых выборов под зарубежным контролем. И даже не потому, что в качестве единственного права человека, которое боле-менее подробно описано и на реализацию которого направит свои усилия США – это право на доступ к информации.

Вся проблема в том, что американский, как и европейский, истеблишмент находится в плену ментальной инерции, которая не позволяет посмотреть на ситуацию не по лекалам «холодной войны» (хотя в равной степени эта проблема свойственна и пространству СНГ).

Так, в акте дается задание на подготовку доклада об угрозе, которую правительство России представляет суверенитету и независимости Республики Беларусь. При этом сразу же указывается, что должна быть получена информация о том, как правительство России использует нынешний политический кризис в Беларуси для достижения более глубокого политического и экономического контроля или интеграции с Беларусью, описание экономических и энергетических активов, которые контролирует правительство России, крупных предприятий Беларуси, которые уязвимы для захвата российскими компаниями в условиях обострения финансового кризиса в стране. Также предлагается расписать, как и с какой целью правительство России стремится увеличить свое военное присутствие в Беларуси, российское влияние на средства массовой информации и информационное пространство в Беларуси и то, как правительство России использует дезинформацию и другие злонамеренные методы для подрыва белорусской истории, культуры и языка.

То есть, уже примерно описано, какая информация должна быть получена, что в аналитике называется «подстраиваться под нужды заказчика».

В целом необходимо отметить, что очень маловероятно, что этот акт сможет серьёзно повлиять на решение политического кризиса в Беларуси. Учитывая это, данный документ необходимо воспринимать скорее как озвучивание своих геополитических позиций и одновременную заявку на стремление все-таки участвовать в процессах в Восточной Европе.

Денис Буконкин, белорусский политолог, директор общественного объединения «Центр изучения внешней политики и безопасности»