«Польский Пьемонт». Как на Западной Украине установилась польская власть

Вся территория бывшей австро-венгерской провинции Королевство Галиции и Лодомерии (Владимерия, то есть Волынь. — Прим.) с Великим княжеством Краковским перешла под контроль воссозданной Польши 16 июля 1919 года. Именно в этот день польские войска оттеснили на восток, за реку Збруч, последние подразделения Украинской Галицкой армии — вооружённых сил Западно-Украинской Народной Республики (ЗУНР).

«Польский Пьемонт». Как на Западной Украине установилась польская власть
© Украина.ру

Однако за подтверждение своих прав на Восточную Галичину со стороны государств Антанты Варшаве пришлось побороться. Поскольку подавляющее большинство населения этой части провинции было русинами (украинцами), то представитель США на Парижской мирной конференции, госсекретарь Роберт Лансинг, поначалу был за создание там отдельного украинского государства.

Это вполне соответствовало 10-му пункту из знаменитого послания президента США, вошедшего в историю как «14 пунктов Вильсона»: «Народы Австро-Венгрии, место которых в Лиге Наций мы хотим видеть ограждённым и обеспеченным, должны получить широчайшую возможность автономного развития».

Но в Варшаве убеждали, что такую возможность русинам-украинцам Восточной Галичины обеспечит Малый Версальский трактат, предусматривающий закрепление положений об охране национальных меньшинств в Конституции Польши, возможность обращения меньшинств в международные организации, а также право инициативы в рассмотрении данного блока вопросов и со стороны членов Совета Лиги Наций. Этот договор, подписанный 28 июня 1919 года, Польша окончательно ратифицировала 1 сентября того же года.

10 сентября 1919 года побежденная Австрия подписала Сен-Жерменский договор, где, кроме всего прочего, отрекалась от всех прав в отношении территорий, которые ранее входили в состав Цислейтании (австрийской части Австро-Венгерской монархии). В Восточной Галичине сувереном де-юре стали государства Антанты, а Польша, которая де-факто насаждала там свою администрацию, — временным оккупантом края.

При этом решением Антанты 21 сентября 1919 года срок временной польской оккупации было продлен с 10 до 25 лет. А 21 ноября 1919 года Высший совет Антанты предоставил Польше уже временный мандат на управление Восточной Галичиной — на тот же срок, 25 лет. Предусматривалось, что в конце этого срока в крае будет проведён плебисцит относительно его будущего.

При этом Устав Восточной Галичины, который должны были утвердить на Парижской мирной конференции до её завершения, так и не был принят — и тут Польшу опять поддержала Франция. Председательствующий на Парижской мирной конференции французский премьер Жорж Клемансо убедил британского коллегу Дэвида Ллойд Джорджа отложить вопрос Устава «на потом». Соответствующее решение и было принято Высшим советом Антанты 22 декабря 1919 года, и больше к вопросу Восточной Галичины Парижская мирная конференция не возвращалась. У Варшавы оказались развязаны руки в вопросе управления всей Галичиной.

30 января 1920 Сейм Польши принял закон «Об упразднении Сейма и Краевого управления бывшего Королевства Галиции и Лодомерии с Великим княжеством Краковским». Эти структуры были созданы ещё 26 февраля 1861 года «Февральским патентом» императора Австрии Франца Иосифа I и стали первым шагом по превращению этой провинции в автономию, формально предоставленную 21 декабря 1867-го.

Фактически поляки до начала Первой мировой войны управляли Галичиной, которую даже называли «Польским Пьемонтом», рассматривая край как ядро будущей независимой Польши. Но поскольку таким ядром стали польские земли Российской империи, а галицкие русины-украинцы были настроены к польскому государству враждебно, о всякой автономии — и о самом названии Галиция — в Варшаве решили забыть. Да и с чисто формальной точки зрения Галицкий сейм был распущен ещё перед войной, в 1913-м, и с тех пор не избирался.

Упомянутый закон гласил, что все права и обязанности краевого сейма и управления, включительно с имуществом и долгами, переходят к Польше. В крае должен был быть создан Временный комитет самоуправления, председателя которого назначал Начальник Польского государства, а 9 членов — Сейм по предложению правительства.

В переходный период функции председателя (да и самого Временного комитета самоуправления) исполнял Генеральный делегат правительства Польши в крае — фактически наместник Варшавы с неограниченными полномочиями. Ещё в марте 1919 года на этот пост был назначен последний австро-венгерский министр по делам Галиции Казимир Галецкий. Его офис поначалу находился в Кракове и окончательно перебрался во Львов лишь к середине 1920-го. Собственно, в польских источниках должность Галецкого в то время зачастую называют «наместник Галиции».

В ходе польско-большевистской войны весной—летом 1920 года польским властям было не до административной реформы в Галичине, но после окончания боевых действий Сейм начал работу над законом «О временной организации административных властей II инстанции (воеводств) на территории бывшего Королевства Галиции и Лодомерии с Великим княжеством Краковским».

Соответствующий акт был принят 3 декабря 1920 года, и именно на его основании 23 декабря 1920-го территория бывшей австрийской провинции была разделена на четыре обычных воеводства Речи Посполитой: Краковское, Львовское, Станиславовское и Тарнопольское.

Примечательно, что в состав Львовского воеводства были включены города Перемышль и Жешув, а также ряд других территорий с преимущественно польским населением.

При этом закон не отменял полномочий Временного комитета самоуправления, да и сами новые воеводства должны были быть реально созданы только после специальных решений Министерства внутренних дел и правительства Польши в целом. При этом варшавские чиновники с такими решениями не спешили, что вызывало неудовольствие депутатов Сейма, представлявших Галичину.

Так, депутат Ян Заморский, представлявший Тарнополь (ныне Тернополь), в начале 1921 года добился рассмотрения этой проблемы на заседании Административной комиссии парламента. А львовский депутат Станислав Гломбинский, выступая в Сейме 10 февраля 1921-го в ходе обсуждения отчёта правительства Польши, отметил, что прошло уже больше двух месяцев после принятия соответствующего закона, а предусмотренные им воеводства так реально и не созданы.

Только 14 марта 1921 года правительство Польши приняло распоряжение, которым установило обязанности воевод и воеводских управлений в Галичине, их структуру, а также отношения с вышестоящими и нижестоящими органами власти.

Однако и этот документ не определял дату реального создания четырёх галицких воеводств. Окончательно она появилась лишь в распоряжении правительства Польши от 17 мая 1921-го. Согласно ему, 1 сентября 1921 года прекращались полномочия Генерального делегата (наместника) правительства в Галичине, которые передавались соответственно воеводам Краковскому, Львовскому, Станиславовскому и Тарнопольскому.

Двое воевод были номинированы ещё 23 апреля 1921-го: воеводой Львовским правительство предложило назначить Казимира Грабовского, а Тарнопольским — Кароля Ольпиньского. 1 сентября того же года Казимир Галецкий стал воеводой Краковским, а дольше всех ждали руководителя в Станиславове (ныне Ивано-Франковск) — лишь 21 октября 1921 года воеводой Станиславовским был назначен Эдмунд Юристовский.

При этом во всех четырёх галицких воеводствах существовала только исполнительная власть: даже весьма декоративный Временный комитет самоуправления, члены которого также назначались Варшавой, долгое время не создавался.

Однако в 1922 году польские власти решили провести выборы Сейма и Сената, в том числе и на подмандатной территории Восточной Галичины, для чего требовалось разрешение Совета Послов Лиги Наций.

28 июня 1922 года был создан Временный комитет самоуправления во Львове, председателем которого был назначен Анджей Кендзёр, бывший депутат Галицкого краевого сейма и Рейхсрата (парламента) Австрии, а с декабря 1919-го по начало июня 1920-го — министр публичных работ Польши. Большинство членов Временного комитета самоуправления были поляками, однако в его состав был включён и один украинец — Владимир Децикевич. В 1916–1918 годах он был заместителем наместника императора Австрии в Королевстве Галиции и Лодомерии, формально именно ему передал власть в крае наместник граф Карл Гуйн 1 ноября 1918 года, после провозглашения ЗУНР.

Более того, доказывая «европейскому сообществу» свою преданность защите интересов большинства населения Восточной Галичины, 26 сентября 1922 года польские власти провели через Сейм закон об основах самоуправления на уровне воеводств, который вводил элементы автономии во Львовском, Станиславовском и Тарнопольском воеводствах.

В частности, закон предусматривал создание двухпалатного воеводского сеймика, состоящего из двух национальных курий равного числа — польской и украинской (официально употреблялся термин «русины»). Общая численность сеймика Львовского воеводства должна была составлять 100 человек, Станиславовского и Тарнопольского — по 60 человек. Каждая из палат должна была заседать отдельно, но в «общих делах», касающихся всего воеводства, требовалось согласие обеих курий.

В компетенцию сеймика входили вопросы религии, народного просвещения (кроме высшего образования), благотворительности, здравоохранения, строительства, развития промышленности и торговли, мелиорации, организации местного самоуправления в городах и уездах воеводства, воеводского бюджета, а также другие сферы, предусмотренные польским парламентом.

К ведению сеймика также относились вопросы сельского хозяйства — за исключением сельскохозяйственной реформы и мер поддержки сельского хозяйства, при этом государству запрещалось проводить колонизацию земель на территории воеводства.

Исполнительным органом сеймика должно было стать воеводское управление, состоящее из воеводы и его заместителя (назначаемых Варшавой), 8 членов, избираемых пополам польской и украинской куриями, и 4, назначаемых самим воеводой.

Управление также должно было быть разделено на две национальные секции, собирающиеся в порядке, предусмотренном для сеймиков. Официальный журнал воеводства должен был выходить на польском и украинском языках. Государству при назначении должностных лиц было предписано учитывать, помимо требуемой квалификации, также национальность кандидатов, с тем чтобы кадровый состав воеводских управлений соответствовал «реальным национальным потребностям» (похоже на нынешнюю систему в Боснии и Герцеговине).

Планировалось также создание государственного украинского университета со штаб-квартирой во Львове. Выглядело всё чрезвычайно демократично — вот только, как отмечают польские источники, «положения этого закона никогда не были воплощены в жизнь».

После того как выборы Сейма и Сената Польши в ноябре 1922 года прошли на территории Восточной Галичины без особых проблем, а избранные на них немногочисленные украинцы оказались в целом лояльны к польскому государству, Польша обратилась к Совету Послов Лиги Наций за признанием своего полного суверенитета над краем.

Результаты выборов государства Антанты оценили положительно, как проявление дружественного отношения украинского населения к польской власти, и на основании этого 14 марта 1923 года Совет Послов окончательно решил судьбу восточных границ Польши.

В ответ на предложение Бенито Муссолини было утверждено решение, которым за Польшей признавалось «суверенное право» на владение Восточной Галичиной.

Хотя в решении Совета Послов Лиги Наций одновременно признавалось, «что этнографические условия Галичины требуют предоставления ей автономии», — собственно, эту возможность предоставляла 92-я статья Сен-Жерменского договора, — но эту оговорку в Варшаве привычно не заметили.

Начиная с 1924 года полномочия Временного комитета самоуправления во Львове постоянно ограничивались, а 16 января 1928 года он был и вовсе ликвидирован, его правопреемником стал воевода Львовский. Львовское, Станиславовское и Тарнопольское воеводства окончательно превратились в обычные административно-территориальные единицы Второй Речи Посполитой, их стали официально называть Восточной Малопольшей.

Примечательно, что этот топоним попытались вернуть в актуальное законодательство Польши: в феврале 2018 года президент этой страны Анджей Дуда подписал изменения к закону об Институте национальной памяти, в котором было сказано о «преступлениях украинских националистов против граждан Второй Речи Посполитой на Волыни и в Восточной Малопольше».

Однако Дуда сразу же обратился по поводу этого закона в Конституционный суд Польши, который в январе 2019-го принял решение, что термины «украинские националисты» и «Восточная Малопольша» не соответствуют Основному закону страны, поскольку не содержат конкретных определений.