Украинские власти с удовлетворением восприняли в пятницу заявление генерального прокурора Международного уголовного суда (МУС) Фату Бенсуды о завершении предварительного рассмотрения ситуации на Украине. «В настоящее время имеются разумные основания полагать, что в контексте ситуации на Украине были совершены многочисленные деяния, представляющие собой преступления и подпадающие под юрисдикцию Суда, такие как военные преступления и преступления против человечности», — говорится в пресс-релизе МУС.
Далее прокурор подчеркнула, что «эти преступления, совершенные различными сторонами конфликта, являются также достаточно тяжкими, с учетом как количественных, так и качественных факторов для того, чтобы моя Канцелярия их расследовала». Хотя Украина не подписала лежащий в основе МУС Римский договор, Киев признал компетенцию суда в расследовании преступлений на своей территории, а в 2015 году украинские власти обратились в МУС с просьбой рассмотреть события 2014 года, в частности в Крыму и Донбассе.
«Историческое решение», — прокомментировал ситуацию министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба. По его словам, «международное правосудие не быстрое, но неотвратимое. Наступит день, когда российские преступники обязательно предстанут перед судом». МУС действительно сможет дать разрешение на официальное расследование лишь через несколько месяцев, но его потенциальные очертания уже приобретают большую ясность.
«Это решение дает проблеск надежды пострадавшим и семьям погибших от ужасных преступлений в соответствии с международным правом, которые годами ждали привлечения к ответственности преступников, — считает директор Amnesty International Украина Оксана Покальчук. — Заявление прокурора Международного уголовного суда должно ознаменовать начало конца и темной главы безнаказанности и несправедливости на востоке Украины, в Крыму, а также о преступлениях во время евромайдана».
Как бы то ни было, нет гарантии, что МУС займется украинской революцией: он, без сомнения, сосредоточится на Донбассе и Крыме, как считает адвокат Global Rights Compliance Анна Микитенко: «Что касается военных преступлений, суд, без сомнения, примет во внимание принудительный призыв жителей Крыма в российскую армию, поскольку это новый и важный момент, а также шедшие без разбора обстрелы в Донбассе».
Эта бывшая сотрудница Международного трибунала по бывшей Югославии полагает, что следствие будет главным образом касаться «убийств, пыток и незаконного лишения свободы», «распространенность и систематичность» которых определит, подпадают ли они под определение «преступление против человечности». По ее словам, МУС может рассмотреть военные преступления в Иловайске в 2014 году или во время сражения за донецкий аэропорт в 2015 году, а также внесудебные задержания людей украинскими добровольческими батальонами.
«Большой вопрос, на который предстоит ответить МУС, заключается том, идет ли речь о международном конфликте или нет, — объясняет Анна Микитенко. — Нужно определить, достаточно ли российские силы контролируют сепаратистов, чтобы можно было посчитать, что речь идет о международном конфликте, в котором Россия полностью контролирует сепаратистскую строну и, следовательно, сама становится этой стороной».