Войти в почту

Слава и позор миротворческих миссий

В части соблюдения законности пребывания российского воинского формирования в Закавказье поставлена точка. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила, что ввод наших миротворцев сыграл ключевую роль в остановке боевых действий и кровопролития, принес мир. Вопрос: что будет дальше? В истории международного миротворчества много славных страниц, но есть и позорные.

Слава и позор миротворческих миссий
© Вечерняя Москва

В 2014 году Верховный суд Нидерландов вынес решение об ответственности своей страны за гибель около 300 человек. Общественная организация «Матери Сребреницы» подавала судебные иски с 2007 года. Родственники жертв трагедии лета 1995-го обвиняли голландских миротворцев в неспособности предотвратить убийства сербами мусульман в боснийском городе Сребреница.

Решением Совета Безопасности ООН в 1993 году этот город был объявлен демилитаризованной зоной. Для защиты мирного населения там был размещен контингент миротворцев из Нидерландов — 600 солдат. На войне в бывшей Югославии в районе Сребреницы вначале солдаты мусульманской армии Боснии и Герцеговины сожгли более 200 сербских сел и убили около 4000 сербов. Потом город взяли войска Республики Сербской. Стариков, женщин и детей под контролем «голубых касок» эвакуировали, а большинство мужчин остались в городе. Сербы стали искать среди них причастных к совершению военных преступлений. В материалах Комиссии ООН по правам человека утверждается, что боснийские сербы просто провели массовые убийства боснийских мусульман. Три сотни человек пытались укрыться в лагере миротворцев, но голландские солдаты отдали их в руки сербов…

В чем можно быть уверенным безусловно: наши солдаты с линии огня не уйдут никогда.

— Российские миротворцы по всему миру практически во всех горячих точках с честью выполняют взятые на себя обязательства. Многие, кто выбрал для себя путь миротворца, положили свою жизнь на то, чтобы народы жили в мире и согласии, — сказал на открытии в августе 2019 года памятника нашим миротворцам в подмосковном парке «Патриот» Сергей Шойгу.

Военный министр прав. 8 августа 2008 года вторгшиеся в Южную Осетию грузинские войска первой целью атаки в Цхинвале выбрали расположение российского миротворческого контингента. Наши бойцы не дрогнули, не отступили. Защищая мирное население, они вступили в бой. Десять наших солдат погибли, пока на помощь им не пришли из России войска, задействованные в операции по принуждению агрессора к миру…

Есть ли гарантии, что миротворцы не будут атакованы в Нагорном Карабахе? Его горы считают родными равно и азербайджанцы, и армяне. Раны войны еще не затянулись. При нынешней политической сумятице в Ереване нельзя исключить вероятность появления в зоне остановленного Россией конфликта армянских партизан, мстящих за свои разрушенные дома. С другой стороны — не менее горячие головы, и не все азербайджанские беженцы смогут вернуться в свои дома — они стоят на земле, которая осталась за карабахскими армянами.

Так что у россиян сложная задача. Но, как говорится, не впервой. Например, в этом году исполнилось 28 лет со дня ввода миротворцев в Приднестровье. Российские солдаты в установленной зоне безопасности протяженностью 225 километров и до 20 километров в ширину не допустили между конфликтующими сторонами ни одного военного или силового инцидента. Нашим политикам, военным, дипломатам предстоит серьезная работа. Хочется верить, что она будет плодотворной.