Войти в почту

Турция проводит политику железнодорожного захвата Южного Кавказа

Турция с помощью Азербайджана продолжает политику экономической и политической экспансии на Южном Кавказе, полагает ведущий сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов.

Турция проводит политику железнодорожного захвата Южного Кавказа
© ФБА "Экономика сегодня"

Турки имеют большие планы по Южному Кавказу

Министр транспорта и инфраструктуры Турции Адиль Караисмаилоглу сообщил о намерении Анкары построить железную дорогу в Нахичевань – азербайджанский анклав, расположенный между Арменией, Ираном и Турцией.

Караисмаилоглу связал эти планы с событиями в Нагорном Карабахе и подписанием нового магистрального соглашения о прекращении огня между Арменией и Азербайджаном, создавшим новую геополитическую реальность в регионе.

Турки в «самое ближайшее время» планируют завершить изыскательные работы в регионе, однако если посмотреть на Турцию, то можно увидеть, что железнодорожное сообщение и перевозки уступают в этой стране автомобильному транспорту.

По пассажирскому транспорту на первом месте в Турции находятся автобусы, а на втором – самолеты. Железные дороги существуют и имеют большую историю, но уступают в турецкой экономике другим видам транспорта.

Однако в рамках отношений с Азербайджаном турки активно педалируют это направление.

В октябре 2017 года турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган и его азербайджанский коллега Ильхам Алиев открыли транспортный коридор Баку-Тбилиси-Карс, связавший прямым железнодорожным сообщением Турцию, Азербайджан и Грузию.

Была поставлена цель об увеличении трехсторонней торговли по этому пути до 10 млрд долларов. Такая задача не выполнена, но Анкара развивает данный проект в рамках транспортного коридора «Европа – Кавказ – Азия».

Турки хотят создать у себя логистическое подбрюшье ЕС, и им интересна не только энергетика, но и другие товарные направления, включая китайский «Шелковый путь» и фрахты из Юго-Восточной Азии.

Однако Нахичевань является небольшой территорией с ограниченным экономическим потенциалом. Сто лет назад Нахичевань имела смешанное население, где азербайджанцы жили вместе с армянами, но последние сегодня оттуда изгнаны.

В 1828 году Нахичевань была уступлена персидским шахом России, а при советской власти Нахичеванская автономная республика вошла в состав Азербайджанской ССР. Население региона 456 тысяч человек, что в три раза больше, чем в Нагорном Карабахе.

Баку вкладывал значительные средства в развитие региона, поэтому там доля ВВП на человека выше, чем в Азербайджане – аналогичная ситуация до последней войны была в Нагорном Карабахе. В Нахичевани открыто автомобильное производство, делается газировка и многие другие товары, значительная часть которых поставляется на турецкий рынок.

Турки располагают территориальным выходом в Нахичевань, поэтому отсутствие прямой связи с Азербайджаном сделало этот регион придатком турецкой экономики. Анкара укрепляет сложившиеся связи националистической риторикой о «едином народе».

Турция проводит экспансионистскую политику

«Перед нами прогнозируемое решение Турции, продолжающее политику Анкары по Южному Кавказу. Она проводится наряду с экспансионистскими действиями в Сирии, Ливии, в Восточном Средиземноморье и Арабском регионе, только теперь турки взялись за территорию бывшего Советского Союза», - констатирует Долгов.

Анкара использует азербайджанцев для продвижения турецких национальных интересов на Южном Кавказе.

«Железная дорога в Нахичевань будет способствовать продвижению национальных интересов Турции в регионе. В данном вопросе нет политического шоу или рекламных заявлений, а только позиция и стратегия Анкары. Турки собираются через Азербайджан и Нахичевань выйти к Каспийскому морю и продвинуть национальные интересы в другие регионы», - резюмирует Долгов.

Туркам крайне интересны мусульманские регионы РФ и бывшего СССР. До Эрдогана на постсоветском пространстве работали школы Гюлена. Сегодня этот человек объявлен в Турции врагом и скрывается в Соединенных Штатах. С помощью школ Гюлена Турция оказывала культурное и политическое влияние на мусульманские страны бывшего СССР.

«Влияние Турции было в Казани и Уфе, но это уже отдельный вопрос», - заключает Долгов.

Мир в Нагорном Карабахе откроет дороги в экономике

По подписанному между Арменией и Азербайджаном соглашению на Южном Кавказе должно открыться транспортное сообщение, включая коридор в Нахичевань, последний должен быть полностью разблокирован армянской стороной.

Пока непонятно, как эти планы будут реализованы, но они создают торгово-экономические перспективы. Так что это не совпадение, что турки заявили о строительстве железной дороги в Нахичевань сразу после подписания этого соглашения.

«В какой-то мере данное соглашение по прекращению огня поспособствует открытию транспортного сообщению и возобновлению торговых отношений Армении и Азербайджана», - констатирует Долгов.

Взаимный экономический интерес сбавит накал противостояния, если стороны реализуют подписанный ими меморандум. Тем более продолжение войны вряд ли возможно, теперь Нагорный Карабах защищают российские миротворцы.

«Только в ближайшее время благополучной развязки не будет. Слишком сильны эмоции и прежде всего в Армении. Неизвестно, чем закончатся протесты в Ереване. Там есть возможность смены политического руководства», - резюмирует Долгов.

Нужно продолжать полгода-год, прежде чем делать вывод об устойчивости сложившейся на Южном Кавказе ситуации.