Несмотря на попытки России и Германии спасти обходной морской газопровод «Северный поток — 2», избежав дополнительных санкций США, «личный проект Путина» имеет все шансы превратиться в один из самых дорогих в мире недостроев. Несмотря на отсутствие экономической логики в одиозный трубопровод на дне моря вложили более 11 млрд долларов. Но из-за американских санкций, введенных в декабре прошлого года, его строительство приостановилось.
Западные партнеры «Газпрома» (в частности, швейцарская компания Allseas) покинули проект, поэтому весь 2020 год Россия пыталась найти и модернизировать под строительство трубопровода собственный флот. Сейчас в Балтийском море находится четыре российских судна «Академик Черский», «Фортуна», «Иван Сидоренко» и «Остап Шеремет».
Впрочем, даже такие попытки россиян обойти американские санкции могут стать напрасными. Поскольку США ответили новыми санкциями. Законодатели обеих палат Конгресса договорились включить дополнительные санкции против газопровода «Северный поток — 2» в проект оборонного бюджета США на 2021 год.
Если в декабре прошлого года Конгресс США ввел санкции, направленные только на услуги по прокладке труб для «Северного потока — 2» на большой глубине, то новый пакет существенно расширяет перечень работ и услуг, подпадающих под санкции.
Дополнительные ограничения нацелены на страховые и сертификационные компании, которые решат принять участие в реализации российского проекта. Этого вполне достаточно, чтобы трубопровод так и остался недостроенным, считают специалисты. Поскольку «Северный поток 2» станет слишком токсичным проектом для всего цивилизованного бизнеса.
«Самый большой альянс страховых компаний еще до объявления санкций заявил, что не будет страховать суда, имеющие отношение к „Северному потоку — 2". Российские же не смогут застраховать свои суда без международных страховых консорциумов. А без страховки любое судно не будет допущено в европейские порты», — объясняет директор «Центра исследований энергетики» Александр Харченко.
Кроме того, дополнительные ограничения коснутся и компаний, которые предоставят оборудование, технологии, а также могут сертифицировать «Северный поток — 2». Впрочем, до сертификатов может дойти только в случае, если газопровод все-таки достроят. «А я надеюсь, что этого не произойдет», — добавляет Александр Харченко.
Специалисты констатируют: против таких санкций лоббисты Кремля отчаянно боролись целый год. Однако, несмотря на все их старания, санкции будут введены в полном объеме, и это окончательно остановит «Северный поток — 2».
«Новые санкции расширяют и дополняют предыдущие, закрывая вопросы, которые (вынужденно) не были охвачены предыдущим раундом, например — предоставление страховых услуг и т. п. Благодаря этому завершится создание многослойной обороны против „Северного потока — 2". Мы ожидаем принятия и подписания закона в течение нескольких недель. Санкции вступают в силу сразу в момент подписания», — говорит директор по развитию «Федерации работодателей нефтегазовой отрасли» Вадим Гламаздин.
Следовательно, окончательно остановить одиозный газопровод возможно уже со следующего года, надеются отечественные эксперты. Хотя Кремль прогнозируемо еще долго не признает этого факта, и дальше гоняя свой флот по Балтийскому морю в надежде на изменение конъюнктуры.
Российская пресса уже сейчас распространяет месседжи о надежде на понимание в вопросе «Северного потока — 2» с новоизбранным Президентом США. Мол, Джо Байден может найти компромисс с Россией и Германией.
А украинские специалисты убеждены: кремлевская пропаганда выдает желаемое за действительное. Потому что, во-первых, Москва на этих президентских выборах делала ставку на Дональда Трампа, а не Джо Байдена. А во-вторых, вопросами санкций в США традиционно занимается Конгресс.
«Независимо от фамилии президента политика США в этом вопросе находится под жестким вниманием Конгресса», — напоминает президент Центра глобалистики «Стратегия ХХI» Михаил Гончар.
А в Конгрессе позиция по «Северному потоку — 2» единодушная. Еще летом сенаторы от обеих партий предложили распространить санкции на любые трубоукладочные работы, модернизацию судов, страхование работ и услуги по сертификации газопровода. Санкционный законопроект «Об уточнении Закона „О защите европейской энергетической безопасности» подали сенаторы США Тед Круз, Джин Шагин, Рон Джонсон, Джон Баррассо и Том Коттон.
«Существует двухпартийный и двухпалатный консенсус относительно того, что российский „Северный поток — 2" представляет угрозу национальной безопасности США и не должен быть достроен», — отметил тогда Тед Круз.
Так что шансы окончательно похоронить российский обходной трубопровод значительно возрастают. „Северный поток — 2" должен быть не просто приостановлен, он должен полностью прекратить свое существование, — убежден Михаил Гончар. — А вслед за ним в европейское правовое поле следует ввести и „Северный поток — 1". Это означает, что он будет работать только на половину мощности.
Для Украины это — идеальный вариант. Ведь в случае краха «Северного потока — 2» и уменьшения транзитной мощности «Северного потока — 1» Россия не сможет обойти украинскую газотранспортную систему. Соответственно, отечественная ГТС сможет сохранить свое стратегическое транзитное значение и доходы.