Войти в почту

Байден вступает в игру на украинском поле

Джо Байден, объявивший себя победителем на выборах 46-го президента США, готов вернуться в большую политическую игру и вновь вплотную заняться Украиной. Он дал это понять вполне однозначно в ходе телефонных переговоров 10 ноября с лидерами Франции, Великобритании, Германии, Ирландии и Канады.

Байден вступает в игру на украинском поле
© Свободная пресса

Как сообщает телеканала CBS News, в частности, в беседе с французским президентом Макроном Байден предложил «работать вместе над глобальными проблемами, включая безопасность и развитие Африки, конфликты на Украине и в Сирии, ядерную программу Ирана». А в разговоре с британским премьером Джонсоном обсудил «укрепление демократии и совместную работу» по той же Украине и Западным Балканам.

В чем конкретно будет заключаться сотрудничество по украинскому направлению, не уточняется. Но не секрет, что направление это для Байдена, еще со времен его вице-президентства при Обаме, не просто хорошо знакомо. Оно было для него чрезвычайно прибыльным и значительно повысило благосостояние не только самого Байдена, но и его сына Хантера.

Старший, как известно, будучи на высоком посту, лоббировал интересы частной украинской газодобывающей компании Burisma. В руководстве которой на высокооплачиваемой должности был пристроен младший, ничего не понимающий при этом в нефтедобыче.

История в итоге вышла некрасивая – с финансовыми махинациями, шантажом, увольнением генерального прокурора Украины и даже уголовным делом против бывшего американского вице-президента. Однако скандал не помешал демократу Байдену первым прорвать финишную ленточку на этих выборах. После чего дело о его вмешательстве во внутренние дела Украины на Украине было моментально закрыто.

Теперь в Киеве ругают неудачника Трампа, который якобы «не был ориентирован на будущее» «незалежной».

Правда, все это лирика, по большому счету. От Байдена и его новой администрации (если Трампа все же удастся демократам выдавить из Белого дома) на Украине, прежде всего, ждут много денег и много оружия для «войны против России». О чем совершенно откровенно заявил руководитель программ безопасности украинского Центра глобалистики «Стратегия XXI» Павел Лакийчук.

- Надо разделять личную позицию самого Байдена и позицию американской администрации, - комментирует ситуацию директор киевского Центра политического маркетинга, политтехнолог Василий Стоякин. - Если говорить о Байдене, то забыл он или не забыл Украину, неизвестно. Но совершенно точно известно, что он хотел бы, чтобы другие забыли. Потому что связь Байдена с Украиной для зарубежного общественного мнения сводится, в общем-то, к разным коррупционным схемам с его лично участием и всяким разным «милым проделкам» его сына Хантера.

Ему, на самом деле, от этого вопроса лучше каким-то образом дистанцироваться. И по мере возможностей держаться на расстоянии от украинской темы.

Если говорить об интересе администрации, то позиция администрации, в принципе, не менялась. Например, летальное оружие Украина получила от США именно при Трампе, а вовсе не при демократах. Так что в этом отношении нет никаких оснований ожидать изменений. Разница лишь в том, что при Трампе были ожидания, что ситуация может измениться к лучшему – она не изменилась. Сейчас таких ожиданий не будет. Только и всего.

Что касается возможного использования Украины для раскачивания России, то, честно говоря, судя по той политике, которая проводится в отношении Украины, у нее просто не будет ресурсов для того, чтобы что-то, где-то качать.

«СП»: - Но в Киеве как раз ожидают, что с приходом Байдена эти ресурсы у них появятся. Что новое американское руководство будет им всячески помогать – и орудием, и финансами – бороться «с агрессивной Россией»…

- Что-то, наверняка, будет предоставлено. Но нужно понимать, как американцы ведут себя со своими колониями. Как правило, они выгребают в десять раз больше, чем дают. А то, что дают, опять-таки, дают за деньги.

На самом деле, роль Байдена в отношении Украины, она как раз в этом и состояла. То есть, при помощи разного рода схем, он деньги выкачивал. Просто, главным образом, не для Америки, а для себя лично. Но это уже другой вопрос.

И ожидать, что позиция американцев в этом плане как-то изменится, что они будут давать, а не забирать, я думаю, не стоит. С какой стати, собственно говоря? Американцы так никогда не делают.

Более того, ожидать вложений в какие-то специальные проекты тоже нет смысла.

Вот, например украинское грантовое общество сейчас тоже радуется: «Придут демократы, они поделятся с нами деньгами». Но, понимаете, Майдан уже состоялся и результаты его даже закреплены выборами 2019 года, которые оказались фактически еще одним Майданом – просто мирным, без всяких спецэффектов. И зачем платить больше?

Есть там какая-то категория людей, которым американцы лично благодарны. Их пристроили в нацсоветы государственных компаний, где они получают бешеные деньги. Но получают не от Америки, а из украинского бюджета. Это, если вспоминать, скажем, Мустафу Найема, который призывал людей на Майдан в 2013-м. Или еще каких-то персонажей.

Кто-то, возможно, сможет устроиться на схожие проекты, направленные против России, против Белоруссии, против еще чего-то. Но это, опять-таки, будет не массовый, а индивидуальный продукт. То есть, если кто-то сможет что-то интересное предложить, то, может быть, они что-то получат. А так Украина сейчас не в том состоянии.

Эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер, в свою очередь, заметил с иронией, что не понимает, зачем американцам что-то делать на Украине:

- Там существует демократия, принесенная Майданом. Достижения этой демократии. Национальная идея, которая заключается в запрете русских школ. Все это реально существует. Даже если предположить, что «коварная Россия» пытается нарушить эту демократию, то контактов с Москвой у Украины за последние лет пять-шесть вообще не осталось.

Очевидно, что Россия никакой военной операции не начинала и не собирается начинать. Тогда, собственно, в чем вопрос, в том, что минский формат не работает? Но из того, что говорит Байден, он, скорее всего, и не заработает.

«СП»: - А может, Байден, для которого Россия - главный враг, использовать Украину, чтобы осложнить нам жизнь? Взорвать, так сказать, эту «бомбу» под нашим боком…

- Бомба имеет свои особенности – ее нельзя взрывать каждый месяц, можно взорвать только один раз. Способен ли Байден это сделать? Теоретически – да. А смысл?

Он может, условно говоря, хаотизировать ситуацию у наших границ. Может обещать Украине какое-то оружие. Что ее примут в НАТО. Может даже создать какую-нибудь программу военного партнерства – США-Украина или Украина-НАТО.

Это все для России неприятные вещи. Но, не более.

Вопрос в том, что, если эти неприятные вещи перейдут какую-то красную черту, то реакция со стороны России будет слишком жесткой, чтобы Байдену это не доставило серьезных проблем.

Если он не перейдет красную линию, то Россия к этому уже в целом привыкала. Поэтому будет и дальше, я думаю, демонстрировать некое стратегическое терпение.

«СП»: - При этом в Киеве говорят, что Байден, это лучший выбор для Украины. Не разочаруются?

- Зеленский точно не является фаворитом Байдена, поэтому ему вряд ли стоит ждать чего-то особенно хорошего.

Что касается Украины, то она получит ровно столько «хорошего», насколько это соответствует интересам Соединенных Штатов. Просто так они не получат ничего, в чем за все эти годы, по-моему, могли бы убедиться. Американцы ничего не дают бесплатно.

Сделать из Украины экономического гиганта уже не получится. Но против России ее все еще можно использовать, и они это будут пытаться делать.