Войти в почту

Арктика тает. Выиграет ли от этого Россия?

В октябре завершилась уникальная арктическая экспедиция MOSAiC, возглавляемая Институтом Альфреда Вегенера и Центром полярных и морских исследований имени Гельмгольца. В общей сложности в ней приняли учёные из 17 стран, включая двух экспертов из РФ.

Арктика тает. Выиграет ли от этого Россия?
© Русская Планета

Также Россия в лице сотрудников ААНИИ Росгидромета обеспечила экспедицию информацией, необходимой для выбора оптимальной льдины для научной работы.

Суть круглогодичной экспедиции заключалась в том, что немецкий ледокол Polarstern был вморожен в лёд и продрейфовал с выключенным двигателем вместе с льдиной по Трансарктическому течению. Корабль проделал тот же путь, что и знаменитый норвежский полярник Фритьоф Нансен на судне Fram в 1893-1896 годы.

На льдине, где находился корабль, были установлены четыре наблюдательных пункта в радиусе до 40 км. Polarstern фактически превратился в центральную обсерваторию для атмосферных, ледовых, снежных, океанографических, экологических и биогеохимических измерений и экспериментов. Учёные вели постоянный мониторинг природной среды Арктики для более глубокого изучения модели полярной атмосферы и океана.

Ключевая цель проекта MOSAiC — исследование физических процессов арктической климатической системы в Арктике. Общий бюджет исследования превысил 140 млн евро. Как отмечают ААНИИ Росгидромета, результат экспедиции «внесёт свой вклад в квантовый скачок в нашем понимании взаимосвязанной арктической климатической системы и её представлении в глобальных климатических моделях».

Учёные изучали не только поверхность льда, океана, но и верхние слои стратосферы на высоте до 35 км. Особое внимание было уделено арктическим облакам, тому, как они пропускают солнечный свет и генерируют собственное тепловое излучение. Почему это так важно?

Дело в том, что после попадания солнечных лучей во льду образуется трещина, выделяется большое количество тепла и водяного пара, который проникает глубоко в атмосферу, нагревая её.

Однако происходящие последние десятилетия изменения оказывают влияние на этот процесс: трещины образуются гораздо чаще и выходящий через них обильный водяной пар вызывает большее количество облаков. В итоге тепловой баланс Арктики резко меняется. Оказывают ли облака согревающий или охлаждающий эффект, зависит от высоты и характеристик каждого облака.

Пожалуй, впервые в истории учёные смогли круглогодично изучать воды Северного Ледовитого океана, отследив широкий спектр физических параметров. Прежде всего, их интересовала температура воды, особенности течений на разных глубинах. Это позволяет лучше изучить циркуляции океанских течений, которые переносят огромные количества водных масс в Заполярье и из него.

Понимание экосистемы Арктики имеет огромное значение для исследования драматических изменений в Северном Ледовитом океане. Результаты экспедиции MOSAiC могут стать фундаментом для принятия адекватных решений по поводу изменения климата.

Учёным ещё предстоит обработать собранную информацию, но их предварительные выводы неутешительны для экосистемы Земли. Арктические льды действительно интенсивно тают, и огромный заполярный регион превратился в «эпицентр» глобального изменения климата.

«Этот регион находится в опасности. Нам удалось стать свидетелями того, как исчезает лёд даже в тех областях, где он должен был быть толщиной в несколько метров, даже на самом Северном полюсе — этого льда больше нет», — заявил ранее профессор Маркус Рекс.

Плавучий лёд в Арктике отступил до площади чуть менее 3,74 млн квадратных километров. Ранее такой минимум был побит в 2012 году, когда площадь ледяного полотна сократилась до 3,41 млн квадратных километров. Как подсчитали учёные, тенденция к сокращению льда составляет около 13% за десятилетие.

«Это отражает потепление в Арктике. Лёд исчезает, и если через несколько десятилетий у нас будет Арктика, свободная ото льда, это окажет серьёзное влияние на климат во всём мире», — заключил профессор Рекс.

Окончательный вывод о неизбежности таяния заполярных льдов в скором времени будет подтверждён компьютерными моделями на основе полученных в ходе MOSAiC данных. Исследователи составят прогноз формирования тепловых изменений, сильных дождей и штормов на ближайшие десятилетия.

Освобождение Арктики ото льда резко поменяет всю экосистему Земли и с большой вероятностью приведёт к повышению уровня Мирового океана. Правда существуют разные точки зрения по поводу масштаба возможных катастроф, особенно для крупных приморских городов.

Отдельный вопрос, который давно интересует учёных, это грядущие экономические изменения. Если прогноз участников MOSAiC сбудется, то Россия получит огромное логистическое преимущество. В частности, Северный морской путь (СМП) превратится в наиболее выгодную транспортную артерию.

В настоящее время товарообмен между Китаем, Японией и другими странами Восточной Азией с Европой осуществляется по Южному морскому пути, который пролегает через Индийский океан, Суэцкий канал, Средиземное море, Северное море и Балтийское море. Его общая протяжённость составляет порядка 12-14 тыс. км. СМП же короче на 20-30%.

Торговой навигации в Северном ледовитом океане препятствует сложная ледовая обстановка. Даже привлечение атомных ледоколов не решает всех проблем и не позволяет проводить грузы в зимний период. Сейчас экономическая активность в российской Арктике наблюдается только на пространстве от Ямала, где растут мощности заводов СПГ и далее на запад.

Наиболее суровой является восточная ветка СМП, где толщина льда может достигать 3 метров. Круглогодичную проводку судов здесь может осуществлять только перспективный ледокол «Лидер», который недавно начала строить Россия. Создание такого судна — сложный и чрезвычайно дорогостоящий проект. При этом нашей стране, как подсчитали ранее специалисты, требуются по меньшей мере три таких ледокола, чтобы ломать льды на всём пространстве СМП.

В любом случае путь через Северный ледовитый океан более долгий, а иногда он попросту невозможен из-за климатических условий. Потепление, которое прогнозируют учёные, подобные проблемы для России автоматически снимает, делая СМП (при учёте развития береговой инфраструктуры) наиболее выгодной артерией.

Конечно, сегодня необходимо дождаться окончательных результатов компьютерного моделирования. Однако положительный экономический эффект для России наступит уже с серьёзным сокращением толщины ледяного покрова, что позволит круглогодично проводить суда из Дальнего Востока в Европу и США.