Кандидат Анкары Эрсин Татар стал новым лидером турок-киприотов

НИКОСИЯ, 18 октября. /ТАСС/. Победой лояльного официальной Анкаре кандидата Эрсина Татара завершились президентские выборы в самопровозглашенной Турецкой республике Северного Кипра (ТРСК). В состоявшемся в воскресенье втором туре этих выборов Татар, который пока еще занимает пост премьер-министра ТРСК и лидера правящей Партии национального единства, опередил на 3,5% своего конкурента, действующего президента непризнанной республики Мустафу Акынджи. За первого проголосовали 67 385, или 51,74% избирателей, пришедших на выборы, а за второго - 62 858, или 48,26%.

Кандидат Анкары Эрсин Татар стал новым лидером турок-киприотов
© ТАСС

Согласно сообщениям агентства Kibris, в выборах приняли участие 133 953 избирателя, что составляет 67,3% от списочного состава.

Татар одержал победу и в первом туре, где за него проголосовало 32,35% пришедших на избирательные участки, в то время как за Акынджи - 29,84%. В течение недельного промежутка между турами Акынджи добился большого успеха, получив поддержку оппозиционной Республиканской турецкой партии, чей лидер Туфан Эрхюрман пришел к финишу первого тура третьим с результатом 21,68% голосов.

В этой ситуации Татар выразил неудовлетворенность низкой явкой в первом туре (58,22%) и призвал своих сторонников мобилизовать усилия во втором. И, судя по всему, они не подвели премьера: сегодня на участки пришло на 9% больше избирателей, чем неделю назад.

Поздравления со стороны проигравшего

Акынджи уже поздравил своего соперника с победой, но отметив, что Анкара, по его мнению, оказывала давление на избирателей. "Я поздравляю Татара и тех, кто помог достичь этого результата. А мы все знаем, кто именно помогает приводить к таким результатам. Я надеюсь, что подобное вмешательство больше никогда не повторится", - сказал проигравший.

Завершившиеся сегодня выборы продолжили политическую традицию, которая сложилась после ухода от власти основателя ТРСК Рауфа Денкташа (1924-2012), который шесть раз подряд побеждал на выборах президента двух непризнанных турко-кипрских государств: дважды - Турецкого федеративного государства Кипр и четырежды - Турецкой Республики Северного Кипра.

Но при этом ни одному из преемников этого политика так и не удалось пока переизбраться на второй пятилетний срок президентства. Все они - и Мехмет Али Талат, и Дервиш Эроглу, и Мустафа Акынджи - правили только по пять лет. При этом все они, и в особенности двое последних, были своего рода старожилами турко-кипрской политики.

Страницы биографии победителя

Эрсина Татара, которому в сентябре исполнилось 60 лет, не назовешь новым лицом на турко-кипрском политическом небосклоне, но в качестве реального претендента на высший пост в самопровозглашенном государстве он предстал относительно недавно. Долгое время он занимался не столько политикой, сколько управлением бизнеса, причем за пределами острова.

Избранный президент ТРСК родился на Кипре, немалую часть жизни прожил в Великобритании и Турции. Являясь выпускником Кембриджского университета, он занимал менеджерские должности в крупном бизнесе, но при этом он активно участвовал в жизни кипрских диаспор. Так, на стыке XX и XXI веков Татар был председателем Стамбульской культурной ассоциации турок-киприотов.

В кипрскую политическую жизнь он окунулся в 2003 году, когда вступил в Партию национального единства, а спустя шесть лет Татар стал депутатом турко-кипрского парламента и сразу же вошел в состав правительства, причем в очень значимой роли министра финансов, коим он был в 2009-2013 годах. Дважды - в 2015 и 2018 годах - Татар участвовал в борьбе за пост лидера правящей партии. Вторая из этих попыток оказалась удачной, и в мае прошлого года он занял премьерский пост.

Политическая линия

Начиная избирательную кампанию, Татар обозначил своей главной целью в случае прихода на президентский пост экономическое развитие северной части Кипра и ее интеграцию в мировую экономику, а также повышение благосостояния турок-киприотов. Будучи представителем консервативных, национально ориентированных сил, он подвергал критике обозначенный в резолюциях ООН формат кипрского урегулирования на базе создания на острове двухобщинной и двузональной федерации и отстаивал идею решения кипрской проблемы на основе существования отдельных государств. В этом вопросе его позиция кардинально отличалась от той, которой придерживался Акынджи. В отличие от последнего, раскритиковавшего сирийскую военную кампанию Анкары, Татар заявлял, что турки-киприоты всегда находятся на стороне Турции.

Официальная Анкара давно отказала Акынджи в доверии и на пути к нынешним выборам открыто заявляла, что именно Эрсин Татар является тем кандидатом, в приходе которого на президентский пост заинтересованы власти Турции. Апофеозом поддержки Татара Анкарой явилась совместная с Татаром пресс-конференция президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, во время которой кандидат в президенты ТРСК изложил планы открытия в нарушение резолюций СБ ООН доступа туристам в "город-призрак" Вароша, из которого 46 лет назад были изгнаны греки-киприоты и который находится в буферной зоне острова. Лидер Турции полностью поддержал эти планы.

После этого греко-кипрские власти стали называть Татара "марионеткой" Анкары, настаивая на том, что решение об открытии Вароши было принято не им, а Анкарой, но сам кандидат доказывал обратное, утверждая, что это было решение турок-киприотов. Шаг, связанный с Варошей, привел к конфузной ситуации и, скорее всего, стал не победой, а ложкой дегтя для Татара, так как никакого консенсуса в отношении бывшего курортного района Фамагусты на севре Кипра не было. В итоге этот маневр привел к тому, что шансы Татара на победу на выборах, казавшиеся еще недавно очень высокими, неожиданно оказались под угрозой.

Свидетельством тому стал раскол правящей в ТРСК коалиции Партии национального единства и Народной партии. Лидер последней и глава турко-кипрского МИД Кудрет Озерсай заявил, что его не поставили в известность о решении, касающемся Вароши, и ушел с поста вице-премьера, впрочем, оставшись при этом в должности руководителя внешнеполитического ведомства. Но в результате Народная партия не стала поддерживать во втором туре ни одного из кандидатов в президенты ТРСК.

После этого СМИ стали заявлять, что у Татара остались только два варианта - все или ничего, то есть либо побеждать на выборах, либо уходить с премьерского поста, и в итоге ему удалось первое.