Евреев всего мира ждет «глобальный суд» 

Евреев всего мира ждет «глобальный суд»
Фото: РИА Новости
В пятницу вечером иудеи по всему миру встретят 5881-й год от сотворения мира: по еврейскому календарю начинается месяц Тишрей. Он ознаменован целой чередой праздников: Рош а-Шана, Йом Кипур, Суккот и Симхат Тора. Почему они так важны для иудаизма и чем необычны — в материале РИА Новости.

Рош а-Шана — "Голова года"

Название у праздника одно, а смыслов много. Рош а-Шана с иврита переводится как "голова года". По сути же это еврейский Новый год. Именно с него начинается календарный цикл иудаизма. Еврейский календарь — лунно-солнечный, в отличие от солнечного Григорианского, по которому сегодня живет весь светский мир. Поэтому ежегодно все праздники сдвигаются на несколько дней (или даже на десятки) вперед или назад.
Кроме того, каждый день в еврейском календаре отсчитывается с захода солнца предыдущего дня. А значит, к празднованию Рош а-Шана приступят вечером 18 сентября. В прошлом году это было 29 сентября, а в позапрошлом — на 20 дней раньше.

"Вечером 18-го наступает Рош а-Шана — Новый год. Это шестой день с момента сотворения мира — день сотворения человека, Адама и Евы. И Рош а-Шана по еврейской традиции определяет весь последующий год", — отмечает президент Федерации еврейских общин раввин .

Как положено, верующие накрывают щедрые праздничные столы. На первой трапезе принято подавать сладкое. Но сперва нужно съесть по кусочку халы (традиционного еврейского хлеба) и яблока, предварительно обмакнув их в мед, чтобы весь год был сладким. Поздравление с Рош а-Шана так и звучит: "Шана това у метука!" — "Счастливого и сладкого года!"
Праздник длится два дня. Но верующие говорят о "йом-ха-арихта" — одном длинном дне. Как и в шабат, на Рош а-Шана запрещено работать.
© РИА Новости / Дмитрий Коробейников /// Еврейский Новый год
Что же делают иудеи? Прежде всего — молятся. И неспроста: Рош а-Шана, как и последующий Йом Кипур, часто называют "Судным днем". В эти дни Всевышний решает, кого записать в Книгу жизни, а кого нет.

"Книга — это, безусловно, образ. Но в духовном мире, где нет ни вчера, ни завтра, есть что-то, фиксирующее судьбу. То, что нас ожидает", — поясняет Борода.

Об этом иудеям напоминают в синагоге. На утренней молитве там трубят в шофар (специальный инструмент из бараньего рога). Его глас в Рош а-Шана возвещает о начале Судных дней.
А вечером верующие должны прочитать специальную молитву — Ташлих. Но не дома или в синагоге, а возле водоема, в котором водятся рыбы. Во время моления верующие символически вытряхивают карманы и просят Всевышнего "отбросить в пучины морские все их грехи".

"Дело в том, что выносимый Всевышним в новолетие приговор еще не закреплен на небесах. Поэтому верующим предоставляется дополнительная возможность пересмотреть отношение к собственной жизни, проанализировать собственные проступки и заслуги", — говорит раввин Аарон Гуревич.

Этот период, начинающийся в Рош а-Шана и заканчивающийся в Йом Кипур, называется еще "днями трепета". Их десять.

"Чего-то особенного в эти дни каноны не предусматривают. Но иудеи стараются больше молиться. И если в остальное время года верующие могли себе позволить какие-либо незначительные послабления в соблюдении религиозных законов, то в этот период — нет. Мы показываем приверженность Богу", — подчеркивает Гуревич.

Йом Кипур — "Судный день"

На десятый день после Рош а-Шана начинается, пожалуй, самое торжественное и одновременно страшное в году. Всевышний выносит окончательный вердикт на основе того, как человек себя вел. И определяет его будущее.
Это называется Йом Кипур — "Судный день", "День искупления". В этом году он приходится на 27 сентября. В Торе говорится, что в этот день верующие очищаются от скверны, от всего дурного, что накопилось за год. Поэтому евреи держат строгий пост, длящийся даже более суток: 26 часов. Полностью без еды и питья.

"В Торе это называется "субботой суббот", то есть самым святым днем. Во времена иерусалимского Храма это был единственный день в году, когда первосвященник мог входить в Святая святых. Это момент, когда Бог скрепляет подписью приговор для каждого из нас в Книге жизни, а человек должен почувствовать особую близость к Творцу и по максимуму реализовать свой потенциал", — объясняет главный раввин России Берл Лазар.

Поэтому предписывается "никакой работы не делать" и "изнурять душу". Последнее подразумевает пять запретов: нельзя пить и есть, умываться, умащивать тело, носить кожаную обувь и вступать в супружескую близость.
Верующие должны в Йом Кипур молиться в синагоге. Это настолько важно, что во всех иудейских домах молитвы, по словам раввинов, собирается максимум прихожан. Приходят даже те, кто обычно в синагогу не заглядывает.
С праздником связан необычный ритуал, который считается искупительным, — "капарот". Во время обряда над головой вращают птицу (мужчины — петуха, женщины — курицу) и говорят: "Да будет это моим искуплением…" Эту птицу приносят в жертву и отдают бедным.
© AP Photo / Ariel Schalit /// Ритуал с петухом в праздник Йом Кипур (День искупления)
А смысл такого "жертвоприношения" — в осознании милости Всевышнего. Иудейские мудрецы говорили: это определенный символ того, что Бог должен был поступить с человеком "по грехам его", однако все же пожалел свое главное творение. И в этот день жизни лишается не человек, а курица.
Если нет птицы, подойдет и рыба. Если и рыбы нет, верующие иудеи стараются раздать нуждающимся деньги — не меньше, чем стоит птица.
Вместе с тем эта древняя традиция необязательна, в отличие от молитвы и поста.

Суккот — "Праздник шалашей"

Что удивительно, совсем скоро после самого скорбного и молитвенного дня наступает самый… радостный праздник иудейского календаря. Именно таким Писание трижды называет Суккот — "Праздник кущей (шалашей)". В этом году он приходится на 2 октября.
Праздник установлен в память 40-летнего странствия еврейского народа по пустыне на пути из Египта в Землю обетованную. Тогда люди жили в палатках и шалашах из веток. Само слово "суккот" в переводе с иврита означает "шатры, шалаши".

"И в Йом Кипур, и в Рош а-Шана, которые считаются судными днями, мы все равно проводим трапезы и желаем всем людям самого наилучшего в новом году. То есть мы оптимистично настроены — в любом случае Божий приговор будет нам во благо. Потому что, даже если случится что-то негативное, со временем мы поймем, что это было для нас полезным", — уточняет раввин Гуревич.

Вот и Суккот, хоть и напоминает о тяготах жизни еврейского народа в пустыне, несет позитивный посыл: Бог после Йом Кипура оставил добрую запись в Книге жизни.
Верующие устраивают застолья в сукках — специальных шалашах, которые ставят на улице. И в них надо проводить как можно больше времени, принимать там пищу. А если климат позволяет, то и ночевать.
Сукку следует украсить. На стены вешают орехи, персики и гранаты, виноградные грозди и другие плоды, а также цветы и венки из колосьев. Это связано с еще одним смыслом торжества.

"В древности Суккот был еще и праздником сбора урожая", — добавляет раввин.

Это понятно всем народам. И евреи часто приглашают на праздничную трапезу в сукку представителей других национальностей и вероисповеданий.

Симхат Тора — "Радость Торы"

Неспроста праздник сбора урожая совпадает с еврейским Новым годом и Днем искупления грехов. Осенние еврейские торжества, по словам раввина Гуревича, в целом посвящены обновлению. Всевышний переворачивает страницу очередного года, а человеку дается шанс начать жизнь с чистого листа.
Именно поэтому спустя семь дней после праздника Суккот (в этом году — 10 октября) иудеи отмечают еще один: Симхат Тора. Что интересно, это не связано с теми или иными событиями священной истории. Но очень значимо для верующих.
© AFP 2020 / Menahem Kahana /// Праздник Симхат Тора
В переводе название праздника означает "Радость Торы": иудеи начинают новый годичный цикл чтения этой священной книги. Со строк "В начале сотворил Бог небо и землю…" Тору полностью прочитывают в синагогах в течение года. Для вероучения, опирающегося на Писание, это принципиально важно: оно должно звучать непрерывно.
Для каждого еврея это еще и день большой радости. И обычно в синагогах верующие устраивают Акафот — торжественное шествие по синагоге со свитками Торы. Процессия сопровождается песнями и танцами. В России для евреев этот обряд лет тридцать назад был самым важным — на него приходило множество людей, которые демонстрировали свою национальность. На Симхат Тора у стен синагог можно было услышать разговоры на иврите и на идише.
Сейчас же на этих языках верующие благодарят Всевышнего за прожитый год. И за возможность свободно и радостно прославлять Его.
Видео дня. Мужчина застрял в мусоропроводе, спасая паспорт
Комментарии 37
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео