Войти в почту

Тегеран объят тревогой. Эхо трагедии XIX века

Прошлое – это не только картины, портреты, книги, письма и дневники. Это возможность понять, оценить то, что происходит сегодня. Когда вчерашний день напоминает о себе какими-то событиями, мы поражаемся – как же все похоже на то, что было! Но это не случайно – ведь современность вытекает из реки прошлого. Для примера возьмем Ближний Восток – вечно беспокойный и часто вспыхивающий регион. События, о которых пойдет речь, разделяют почти два столетия. Оба они произошли в Тегеране… 11 февраля (по новому стилю) 1829 года разъяренная толпа религиозных фанатиков разгромила Российскую миссию. Охрана, состоявшая из трех с лишним десятков казаков, мужественно оборонялась. Они и глава миссии – поэт и дипломат Александр Грибоедов, который тоже сражался с нападавшими, - приняли мученическую смерть. Уцелел лишь один человек - секретарь миссии Иван Мальцов, которому помог скрыться один из слуг… Расправа над русскими могла дорого обойтись Тегерану. Совсем недавно Россия воевала с Персией и оба разу праздновала победу. Казалось, после такого кровопролития император Николай I снова двинет войска на восток. И персы, боясь жестокого отмщения, отправили делегацию в Санкт-Петербург, что умилостивить могущественного соседа. Ее возглавил внук шаха Хозрев-мирза, который вез щедрыми дары, в том числе, роскошный алмаз «Шах». Русский царь то ли расчувствовался, то ли бы впечатлен подарками, и встретил гостей благосклонно. Во время встречи с персами император произнес слова, которые вошли в историю: «Я предаю вечному забвению злополучное тегеранское происшествие…» То, что произошло в начале 2020 года, можно считать эхом тегеранской трагедии 1829 года. Граждане Персии – уже давно эту страну называют Ираном - снова совершили массовую расправу. На сей раз – в воздухе под Тегераном, когда 8 января 2020 года силами корпуса Стражей Исламской революции был разрушен пассажирский лайнер Boeing-737 «Международных авиалиний Украины», следовавший по маршруту Тегеран - Киев. На его борту было 176 человек – 167 пассажиров и 9 членов экипажа. Все они погибли. Иран признался в содеянном, хотя настаивал, что самолет сбит по ошибке. Версия Тегерана такова: оператор системы ПВО идентифицировал самолет как крылатую ракету, однако из-за помех связи не доложил об этом командованию и самостоятельно принял решение выпустить две ракеты по цели Президент Ирана Хасан Роухани выразил соболезнования семьям погибших и заверил, что ответственные за эту «непростительную ошибку» будут привлечены к ответственности. Власти мусульманской республики отправили в Киев делегацию, возглавляемую специальным представителем президента Ирана Мохаммадом Эслами. Привез ли он с собой подарки, подобно своим предкам, отправившимся в столицу Российской империи, не известно. Однако встретившийся с ним президент Украины Владимир Зеленский заявил, что все договоренности с президентом Ирана «в основном были выполнены». Речь шла, в частности, о передаче информации с бортовых самописцев, допуске совместной следственной группы по расследованию катастрофы, выплат денежных пособий близким погибших. Наверняка Иран постарается как можно быстрее замять скандал – договориться с Украиной, выплатить компенсации не только ей, но и другим странам, пассажиры которых находились в злосчастном лайнере. Ну а власти Незалежной вряд ли его будут раздувать конфликт и пойдут, тем самым, по пути русского императора, то есть, постараются забыть «злополучное тегеранское происшествие». Наверное, это разумно, зачем разжигать еще один конфликт на Ближнем Востоке? Горячих точек, готовых вспыхнуть, здесь и без того достаточно. …Спустя 150 лет после разгрома Русской миссии в Тегеране в столице Ирана снова разгорелись страсти. И опять вокруг посольства – на сей раз США. Во время исламской революции, 3 ноября 1979 года, студенты взяли в заложники 66 человек – сотрудников посольства. Они требовали выдачи находящего в Америке шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, чтобы провести над ним суд Вскоре захватчики выпустили 13 американцев, потом – еще одного. Остальные томились под охраной, и Белый дом решил провести десантную операцию по их освобождению. Однако группа спезназа «Дельта» не смогла выполнить задание. Более того, операцию Eagle Claw - «Орлиный коготь», проведенную весной 1980 года, специалисты охарактеризовали как полный провал. Он последовал из-за целого ряда причин: ошибок планирования, непрофессионализма военных, пыльных бурь и поломок техники. Американцы потеряли 8 человек, несколько вертолетов и всю секретную документацию. Опасаясь новой десантной операции США, заложников рассредоточили по всей стране. Их освободили только в январе 1981 года в результате сложных закулисных переговоров, В обмен на «милость» Тегерана Вашингтону пришлось смягчить санкции против Ирана, разморозив иранские активы в США. Уместно вспомнить еще одно историческое и трагическое событие. 3 июля 1988 года Airbus A300B2-203 авиакомпании Iran Air, совершавший рейс по маршруту Тегеран - Дубай, был сбит ракетой «земля-воздух», выпущенной с ракетного крейсера ВМС США «Vincennes». Погибли все находившиеся на борту самолета 290 человек - 16 членов экипажа и 274 пассажира Снова приходиться говорить о повторении истории, но в данном случае - с точностью до наоборот. Недавно некоторые СМИ Запада обвинили Иран, что их ПВО сбила украинский пассажирский самолет умышленно. А в 1988 году Тегеран настаивал, что американский крейсер сознательно атаковал гражданский самолет. По версии правительства США, лайнер Iran Air был сбит по ошибке, поскольку был идентифицирован как истребитель F-14 ВВС Ирана. Наглые янки посчитали, что команда крейсера действовала в соответствии с обстоятельствами. Позже командир корабля был награжден орденом «Легион почета» за успешную службу в период с 1987 по 1989 годы. Выходит, сбитый пассажирский лайнер и гибель почти трехсот человек вполне вписывались в эту «успешную» службу. Стоит добавить, что президент США Рональд Рейган назвал действия экипажа «Vincennes» оправданной обороной, подчеркнув, что США не считают себя виновными в случившемся. Было объявлено, что компенсация составит 250 тысяч долларов семьям работавших погибших и 100 тысяч долларов семьям иждивенцев. Не так уж много тогда стоила человеческая жизнь. Впрочем, сегодня она стоит еще меньше Не устоит уповать на то, что катастрофа, случившаяся с украинским Boeing-737, последняя. Как ни точна и совершенна военная техника, трагические случаи, по-прежнему, возможны. Но дело не только в этом – когда обе страны, как в данном случае, Иран и США, стоят на грани войны, нервы у всех напряжены до предела. В подобной ситуации случиться может всякое…

Тегеран объят тревогой. Эхо трагедии XIX века
© Русская Планета