Трамп стал главным другом Израиля. Почему американские евреи недовольны?

«У еврейского государства никогда не было такого друга в Белом доме, как ваш президент Дональд Трамп», — гордо провозгласил американский лидер в начале декабря.
«По-настоящему пугает»
© Reuters

За его спиной многократно повторялся логотип из Звезды Давида и полос, похожих на флаг США, — дело было на ежегодном саммите Израильско-американского совета, посвященном отношениям двух стран. Спустя несколько дней после этого Трамп подписал беспрецедентно жесткий закон, направленный на борьбу с антисемитизмом в университетах. За это он подвергся жесткой критике — и не со стороны антисемитов, а со стороны евреев. Такая реакция может показаться странной, но за ней стоит давняя история отношений Израиля, США и их еврейского населения.

Друг и защитник

О подписании нового указа Трамп сообщил 12 декабря на традиционном праздновании Хануки в Белом доме. С момента вступления документа в силу еврейское население страны попадает под защиту 6-й статьи билля о гражданских правах, которая запрещает дискриминацию по расовым и национальным признакам. Антисемитизм теперь включен в этот перечень — а для определения этого понятия использовали формулировку, принятую в 2016 году Международным альянсом в память о холокосте. Государственные органы будут проверять учебные программы и дискуссии в кампусах — и лишать финансирования те вузы, которые уличат в антисемитских настроениях.

Зять Трампа и по совместительству его советник по Ближнему Востоку, иудей Джаред Кушнер, по этому поводу высказался на страницах The New York Times. «Как внук людей, переживших холокост, я понимаю ужас антисемитизма. И я очень горжусь тем, что наш президент ведет такую политику», — написал он.

Закон поддержали основные еврейские организации — к примеру, Американо-израильский комитет по общественным связям (AIPAC) и «Антидиффамационная лига», отслеживающая антисемитизм внутри США, — а также простые американцы еврейского происхождения. Один из студентов университета Корнуэлла даже написал колонку в издание Forward. В ней он поблагодарил Трампа за «защиту его и таких, как он, подвергавшихся дискриминации не только за еврейскую идентичность, но и за веру в то, что у единственного в мире еврейского государства есть право на существование».

Антиантисемитизм

Опрос, проведенный среди американских ортодоксальных евреев, показал: они почти единогласно поддерживают 45-го президента (89 процентов). При этом 92 процента заявили, что в борьбе против антисемитизма доверяют ему больше, чем членам Демократической партии, а 80 процентов — что для Израиля Трамп-республиканец сделал больше, чем любой американский лидер до него.

Это мнение основано на фактах. Хотя нынешний глава США известен как опытный делец, готовый к хитроумным манипуляциям, громким заявлениям и провокациям на переговорах, в отношении еврейского государства он ведет себя крайне последовательно и однозначно.

В декабре 2017-го Трамп признал Иерусалим столицей Израиля и приказал перенести туда американское посольство. Против этих мер протестовали не только палестинцы и мусульманский мир — их решительно осудили и в ЕС, и в ООН. Но на решимость американского лидера это не повлияло. В марте 2019 года Трамп объявил, что Соединенные Штаты официально признают еврейской территорией оккупированные в 1967 году Голанские высоты.

Стоит отметить, что в июле текущего года палата представителей Конгресса США почти единогласно (398 к 17 голосам) приняла резолюцию против BDS («Бойкот, изоляция и санкции») — движения за бойкот Израиля в различных формах. Законодатели подчеркнули, что его опасность не столько в убытках для израильских предприятий, сколько в том, что сторонники организации открыто отрицают легитимность Израиля.

Евреи за и против

Все шаги Трампа с энтузиазмом поддерживали израильские власти: и премьер-министр Биньямин Нетаньяху, и представители оппозиционных партий благодарили американского президента и называли его другом евреев и их страны. Еврейские лоббисты в США, как правило, тоже выступали на стороне главы государства. Но даже по собственному признанию Трампа, далеко не все евреи поддерживают его произраильскую политику.

В августе большое возмущение вызвали слова Трампа, сказанные журналистам на лужайке у Белого дома. «Если вы голосуете за демократов, то предаете Израиль и еврейский народ. (...) Думаю, что любой еврей, голосующий за демократов, проявляет либо полное отсутствие знаний, либо большое вероломство», — cказал президент, явно отсылая к ситуации с критиковавшими Израиль конгрессвумен-мусульманками.

Между тем лидер США таким образом обвинил в «глупости или измене» почти три четверти американцев еврейского происхождения: лишь 23 процента из них проголосовали за него на президентских выборах. А рейтинг его поддержки среди американских евреев к 2018 году поднялся всего до 26 процентов.

Виной этому не только то, что они, как правило, придерживаются либеральных взглядов (это одна из самых прогрессивных групп в стране) и не одобряют национал-популистский пафос Трампа. Дело еще и в том, что президента обвиняют в неосознанных предубеждениях против евреев: его якобы выдает склонность пошутить об их любви к деньгам и власти.

Вопросы лояльности

Куда более оскорбительными, чем шутки, считают слова Трампа о нелюбви евреев к Израилю. Как заявила глава либеральной группы «Еврейский демократический совет Америки» Хэйли Сойфер, президент распространяет «антисемитский стереотип» о лояльности евреев лишь к своему национальному государству. По ее словам, таким образом американский лидер «укрепляет нашу уверенность в том, что он и есть главная угроза еврейскому населению США».

Сенатор Чарльз Шумер высказал такое же мнение: «Отсылая в своих словах к стереотипу, с помощью которого евреев угнетали столетиями, президент Трамп — желая или не желая того — поощряет антисемитов в стране и за ее пределами».

С этими политиками-демократами согласились бы многие — к примеру, студенты Еврейской академии. Они, по рассказу преподавателя, сочли, что последний указ президента не поможет преодолеть реальную проблему антисемитизма — растущее число нападений на евреев. И даже наоборот: лишь разожжет конфликт, ограничив свободу слова в университетской среде. Эту меру они назвали слишком простой для столь комплексного вопроса, «неясной» и даже «по-настоящему пугающей».

Испугались не только студенты: среди американских евреев нашлись и те, кто, несмотря на заявления консерваторов, углядел в новом запрете «определение евреев по этническому признаку». Они посчитали, что Трамп «выписал их из американцев» и сделал легкой целью для расистов — уподобившись таким образом фюреру Третьего рейха Адольфу Гитлеру. Впрочем, таких оказалось меньшинство, а представляющие их организации далеко не так сильны, как те, на чьей стороне республиканцы.

Возмутившие их высказывания Трампа о лояльности не были взяты им с потолка. Чтобы понять, как у президента появились такие выводы, достаточно взглянуть на еврейские лоббистские организации, активно взаимодействующие с американским государством. Они, как правило, ратуют за вашингтонских «ястребов» и их идеи поддержки сионистской националистической линии Израиля, бескомпромиссное сопротивление его противникам внутри и снаружи США.

Надежда на новый, либеральный сионизм, появилась у «прогрессивного» большинства американских евреев с приходом к власти Барака Обамы. Тогда, в 2008 году, образовалась J Street — прямой конкурент старой и консервативной AIPAC. Организация выступает за мирное урегулирование проблем Израиля: поддержку договоров с Ираном, усиление диалога с палестинцами и даже решение «два государства для двух народов». За последнее более традиционные организации — прямо, как Трамп, — называют J Street «предателями».

Рамат-Трамп и Кфар-Труман

Консерваторы, сторонники «ястребиного» подхода, продолжают играть в американо-израильской политике главенствующую роль. И именно радикальные действия США заслуживают наибольшую благодарность у властей еврейского государства. После того как Трамп признал суверенитет Израиля над Голанскими высотами, там заложили город, названный в его честь — Рамат-Трамп, «Высоты Трампа».

До этого чести увидеть свое имя на карте Израиля удостоился лишь один президент США — Гарри Труман, благодаря которому во многом и возникло это государство. Однако и между правлениями 33-го и 45-го президентов Соединенные Штаты были верным союзником Израиля.

Подобная поддержка десятилетиями питает вечные антисемитские теории заговора. Их сторонники склонны думать, что «еврейский капитал» на самом деле правит американским государством, заставляя его вкладываться в развитие и оборону Израиля и забывать про собственные интересы. Но есть и более разумное объяснение этого нерушимого союза.

По словам генерала Чака Уолда, возглавлявшего Европейское командование ВС США, Израиль с самого начала играет роль американского форпоста в проблемном и враждебном американцам регионе. Во времена холодной войны он был первой линией обороны от местных коммунистов, финансируемых Советским Союзом, теперь — стоит на передовой борьбы с исламистами, новыми «врагами свободы».

При этом, в отличие от многих других союзников и сателлитов США, он не требует от них присылать военных — а миллиарды долларов финансовой помощи расходует на покупку американской же техники и исследования высоких технологий, в конечном счете выгодные американской стороне.

Прямая выгода, прогресс и даже отстаивание интересов «единственной либеральной демократии в регионе» — вполне рациональные причины для поддержки Израиля. Но отнюдь не все сторонники произраильской политики Трампа видят их как главные.

Площадка Армагеддона

«Представьте себе: прямо здесь, в этой долине — тысячи танков, грохочущих, ведущих огонь. Представьте рев реактивных самолетов, разрывающий небо. Битва будет жестокой», — вещает евангельский пастор Ирвин Бакстер перед группой американцев из Техаса на холме Мегиддо.

Он привозит свою паству в Израиль два раза в год.

Бакстер и его последователи верят: Израиль станет местом, где народы сойдутся в последней в истории битве. Война Армагеддона, которую ждут евангельские христиане, якобы свершится, когда «избранный народ» получит полную власть над своей землей. В ней должны погибнуть две трети местного населения, зато она завершится вторым пришествием Христа и долгожданным Страшным судом.

Не все из евангеликов поддерживают Израиль ради приближения конца света. Но именно эти протестанты, жители «Библейского пояса» США — действительно главные лоббисты израильских интересов. Их в стране насчитывается 70 миллионов — в пять раз больше, чем евреев по всему миру.

Евангелики регулярно ездят к христианским святыням Земли Обетованной и жертвуют огромные деньги на вооружение для еврейского государства и поддержку поселений на Голанских высотах, не признанных мировым сообществом. И эта группа, во многом ключевая для Республиканской партии (до 80 процентов из них поддерживают нынешнего президента), была крайне недовольна попытками Обамы начать мирный процесс между Израилем и Палестиной.

Дональд Трамп, делая ставку на максимальную поддержку Израиля, вряд ли рассчитывает убедить в своей правоте американских евреев. Внешняя политика США остается следствием внутренней — а внутри расколотого как никогда прежде общества задача президента состоит в удержании лояльных ему избирателей.

Трампу неважно, что противники не прислушаются к его словам об антисемитизме, ведь сторонники сплотятся вокруг него еще крепче и помогут ему стать президентом во второй раз. А зашедший в тупик конфликт евреев и арабов, поляризованные мнения студентов и преподавателей и новые витки противостояния с Ираном откладываются на последующие годы. Остается лишь надеяться, что Апокалипсис случится не сегодня.