Автор Sankei Shimbun Рёсукэ Эндо заявил, что преемнице СССР - России - необходимо признать ошибку, которая, по мнению автора, заключалась в нападении на Японию.
Эндо рассказал о недавно умершем в Москве разведчике в отставке Алексее Кириченко, который пытался выяснить «историческую правду» об отношениях России и Японии. Он был полковником КГБ и посвятил свою жизнь исследованию фактов об интернировании японцев в Сибирь.
Кириченко посещал московский филиал газеты Sankei, где работал Эндо, и журналист консультировался с ним.
Эндо заявил, что в августе 1945 года СССР напал на Японию в нарушение Советско-японский пакт о нейтралитете, а после капитуляции Японии в советские лагеря было отправлено около 600 тысяч японских военнослужащих и граждан.
Журналист написал, что из-за условий жизни в лагерях и тяжелого труда умерло около 55 тысяч человек. В СССР проблема интернирования была засекречена, а Кириченко приказали заниматься ее расследованием для антияпонской пропаганды. Однако в итоге он сформировал позицию, полностью отличавшуюся от точки зрения руководства.
В 1988 году в советских и японских СМИ Кириченко начал призывать к расследованию фактов и организовывал встречи заинтересованных лиц из обеих стран.
Эндо отметил, что Кириченко был согласен с идеей признания ошибки со стороны России. Он верил, что благодаря этому две страны начнут искренне сотрудничать.
«Черное надо называть черным. Только благодаря этому можно будет говорить о доверии между народами России и Японии», - говорил Кириченко.
Журналист отметил, что президент России Владимир Путин, как и Кириченко, окончивший школу КГБ, настаивает на справедливости начала военных действий против Японии.
«Мне хотелось бы, чтобы как можно больше россиян прониклось идеями Кириченко», - написал Эндо.
Как сообщал «Рамблер», ранее в МИД Японии заявили, что заключение мирного договора с Россией включает в себя не только решение территориальной проблемы, но и проблем, связанных с военными компенсациями. Старший научный сотрудник Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Виктор Кузьминков тогда заявил, что речь, скорее всего, идет не о деньгах, а об официальных извинениях Москвы за интернирование японских военнопленных.