Войти в почту

Противоречивую реакцию вызвал обмен пленными между Россией и Украиной. Вообще, конечно, скажи кто пятьдесят лет назад, да даже двадцать, десять – «Россия и Украина обменялись пленными» – показалось бы бредом, сюром.

На самом деле, конечно, более точной формулировкой будет такая: Россия выдала Украине заключенных с украинским гражданством. Украина выдала России заключенных с российским гражданством (часть из них была захвачена в плен в ходе войны на Донбассе) числом 12 и собственных политзаключенных числом 23 человека.

Есть достаточно поводов ругать власть. Например - как так, почему Украине выдали обвиненного в терроризме (попытке подрыва) режиссера Олега Сенцова (изрядно округлившегося, несмотря на якобы имевшую место многодневную голодовку)? Фактически это давно выпрашиваемый Украиной обмен Сенцова на арестованного по надуманным обвинениям украинского журналиста с российским гражданством Кирилла Вышинского, а российская власть вроде бы занимала жесткую позицию «террористов на журналистов не меняем».

Тем не менее, нужно четко осознавать: обмен – это благо. Освобождение русских – это благо. Защита интересов русских, в том числе за границей, - это то, чем должна заниматься нормальная власть. И то, что предметом обмена послужил Сенцов и бедные, мозгами обиженные украинские моряки, рванувшие на российскую территорию в Керченском проливе, - это не является чем-то плохим. Это вообще как-то оправдывает существование данных неумных индивидуумов.

Что же до сенцовской тяги решать экзистенциальные вопросы путем закладки взрывчатки – думается мне, с этим предстоит разбираться уже украинским властям, когда оголодавший режиссер решит, что они его не устраивают. Давайте вспомним Надю Савченко, которую тоже обменяли, и которая быстро сменила российскую тюрьму на украинскую.

Плохо не то, что Богом обиженный Сенцов оказался на свободе. Плохо то, что обменяли не всех. В украинских тюрьмах еще остается немало русских людей с украинским гражданством. Русских людей, которые не были согласны с властью, пришедшей после Майдана. Списки на обмен тянутся далеко – за сотню человек и дальше. Обменяли пока 35 человек.

Вообще, согласно Минским договоренностям, пленные и политзаключенные должны быть амнистированы. Никаких обменов! Правда, на тот же шаг должны пойти в ЛДНР. Учитывая, что, согласно заявлениям МГБ, арестованы люди, причастные к убийствам Моторолы и Захарченко, - пойдут ли? Можно подсказать, что в республиках узаконена смертная казнь, но на деле она существует только на бумаге…

Но… почему в списки на обмен не вошел харьковский изобретатель Мехти Логунов, абхаз и патриот России? Старейшего политзаключенного приговорили к 12 годам лишения свободы за мифическую «госизмену» - то есть, к смерти в тюрьме, учитывая условия украинских мест заключения. Как могли о нем забыть?

Но есть и хорошие новости: среди освобожденных – бывший зенитчик ДНР Владимир Цемах. Он может стать важным свидетелем по «делу Боинга». Точнее, он уже является ключевым свидетелем. Вряд ли его показания изменят мнение предвзятых судей – однако, весьма вероятно, что, пребывая в украинской тюрьме, он бы дал те показания, которые бы из него выбили. Общение с бывшими пленными сложило у меня впечатление, что на Украине не стесняются избивать заключенных и помещать их в условия, где невозможно сохранить здоровье. Переломанные кости, которые приходится долго лечить, подхваченный в тюрьме туберкулез – все это случилось с людьми, которых я лично знаю.

И поэтому обмен невозможно не приветствовать. Однако хотелось бы предостеречь от опрометчивых выводов. Не стоит полагать, что «Зеленская оттепель» - это повод вернуть Донбасс на Украину. Зеленский (а точнее, его команда) - разумнее и вменяемее предыдущего режима Порошенко, Зеленский способен к диалогу, Зеленский вызывает больше симпатии, однако на фронте не меняется ничего. На линии соприкосновения украинцы и жители Донбасса продолжают убивать друг друга, причем интенсивность убийств нисколько не снизилась после прихода к власти Зеленского.

Донбасс не примет ни Зеленского, ни Порошенко, ни Надю Савченко, ни даже какого-нибудь пророссийского кандидата в кресле президента Украины. Просто по той причине, что украинцы и жители Донбасса уже привыкли убивать друг друга и вряд ли перестанут это делать, оказавшись в одном государстве.

Сейчас их хотя бы разделяют минные поля. Причем убивать будут, скорее, украинцы – Донбасс довольно сильно, в целом, устал. Результатом станет затяжная и кровопролитная партизанская война, резкий рост преступности – в общем, если нынешнюю ситуацию можно сравнить с открытой раной, то это будет внутреннее кровотечение с гангреной.

Давайте поздравим тех, кто вышел на свободу. Поздравим Кирилла Вышинского, отсидевшего ни за что, поздравим Евгения Мефедова, несколько раз пытавшегося покончить с собой в тюрьме, поздравим всех русских – вне зависимости от того, красные у них паспорта или синие. Но не будем забывать, что это еще далеко не все политзаключенные, содержащиеся в почти «европейской» Украине.