Войти в почту

От Лиссабона до Владивостока — как от де Голля до Макрона

Эммануэль Макрон по итогам саммита «Большой семерки» высказался за пересмотр отношений с Россией. «Мы видим конец западной гегемонии в мире. Если в определенный момент мы не сумеем сделать что-нибудь полезное вместе с Россией, то продолжим жить в Европе как в театре стратегической борьбы между США и Россией», — сказал президент Франции. Он верит в Европу, простирающуюся от Лиссабона до Владивостока. Положит ли это начало реальному пересмотру курса?

Европа до Владивостока? Дотянуть бы ее до Донецка
© Kevin Lamarque/Reuters

Комментарий Георгия Бовта:

Речь Макрона подтверждает, что ранее прозвучавшее его же предложение, поддержанное Дональдом Трампом, вернуть Россию при определенных условиях в формат «Большой восьмерки» не было плохо подготовленным экспромтом. Речь по крайней мере о подготовке к возможной смене курса. Французский президент, похоже, хочет выступить в роли лидера Европы в деле восстановления отношений с Москвой, тем более что Германия, где Ангела Меркель собралась на покой, уже готова расстаться с этой ролью.
В этом внешнеполитическом активизме Макрона есть большая доля внутренних причин. Это в том числе способ поправить свой электоральный имидж, что, впрочем, не умаляет значимость такого посыла. Хотя Макрон, к примеру, ни слова не сказал об антироссийских санкциях, однако введение новых в таких условиях со стороны Европы пока точно становится неактуальным. Говоря о Европе от Лиссабона до Владивостока, нынешний французский лидер при этом идет след в след по стопам основателя Пятой республики генерала де Голля. Именно он впервые употребил это выражение в речи 1959 года в Страсбурге, выступив заодно против существовавших тогда основных внешнеполитических концепций Запада. В частности, де Голль тоже поставил под сомнение единство западного мира, выступая против «англосаксонского НАТО», где доминируют США. Именно он говорил, по сути, о том, что в интересах Франции, как и всей Европы, необходимо создавать с Россией общее интеграционное пространство. По сути, де Голль первым из европейских лидеров создал идейные предпосылки для политики разрядки с СССР. Идея «общеевропейского дома», одним из основоположников которой тоже был де Голль, дошла до советских лидеров лишь во времена Горбачева. И вряд ли нынешнее руководство страны готово немедленно реанимировать эту концепцию, по крайней мере потому, что в ней можно усмотреть угрозу суверенности во всем, включая ту самую киберсферу, которую упомянул Макрон.
Амбициозный французский президент хочет повторить дипломатический подвиг де Голля. Однако на пути к нему предстоит совершить подвиг в меньших масштабах, а именно провести успешный саммит в «нормандском формате» по урегулированию в Донбассе, который, как теперь прояснилось, пройдет в сентябре именно в Париже. Судя по намекам и утечкам из Москвы и Киева, вполне вероятно, что на этой встрече или даже накануне удастся договориться об «обмене удерживаемыми лицами» между Россией и Украиной, включая украинских моряков, арестованных в ходе прошлогоднего инцидента в Керченском проливе. Судя по результатам прошедшего саммита G7, хотя ряд членов «семерки» и выступили категорически против возвращения России в этот «элитный клуб», приглашение Владимира Путина на следующий саммит, который пройдет в Америке, в качестве гостя вполне может состояться. Особенно если к тому времени в украинском урегулировании произойдет хотя бы какой-то прогресс. А тот же Макрон после недавних переговоров с Путиным верит, судя по всему, не в «какой-то прогресс», а в очень даже существенный. Кроме того, американский саммит «семерки» пройдет уже после юбилейного Парада Победы. На него Путин уже пригласил и Трампа, и Макрона, и оба вроде пока отреагировали вполне благосклонно. Если они все-таки посетят парад, то и Путин в Америку на «семерку» тоже, скорее всего, поедет. Иначе неудобно получится. При условии, разумеется, неухудшения ситуации на Украине и при отсутствии новых неожиданных кризисов типа «дела Скрипалей». Хотя пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков поспешил пригасить чрезмерные ожидания, заявив, что визит Путина в США пока не обсуждается и речь о визите «не идет в прикладном плане». В общем, дело это небыстрое. И пока все же рано говорить о новой разрядке и тем более о Европе от Лиссабона до Владивостока. Дотянуть бы эту Европу хотя бы до Донецка. А там видно будет.