Подлый обман? Что на самом деле хранится на самой дорогой яхте в мире
По данным источников, которые занимались перевозкой самой дорогой картины в истории «Спаситель мира» Леонардо да Винчи, полотно, о пропаже которого сообщили ранее, находится на яхте наследного саудовского принца Мухаммеда ибн Салмана. Позднее его планируется перевезти в новый культурный центр.
Одно из самых дорогих произведений искусства в мире — «Спаситель мира», приписываемый кисти Леонардо да Винчи, о пропаже которого из филиала парижского Лувра в Абу-Даби сообщили в марте, находится на яхте наследного саудовского принца Мухаммеда ибн Салмана, сообщает Artnet со ссылкой на источники.
Полотно было продано на аукционе в 2017 году российским предпринимателем Дмитрием Рыболовлевым за рекордные $450,3 млн. Чтобы сохранить анонимность покупателя, представители дома Christie's создали специальный номер счета, который был известен только тем, кто непосредственно работал с ним. Однако позднее знакомые с условиями сделки чиновники рассказали, что покупателем стал принц Бадер бин Абдулла бин Мухаммед бин Фархан аль-Сауд.
Сам принц назвал сообщения СМИ о своем приобретении «неточными». После продажи картины на аукционе филиал Лувра в Абу-Даби рассказал о ее приобретении департаментом культуры и туризма ОАЭ. Через несколько месяцев после сделки принц Бадер бин Абдулла бин Мухаммед бин Фархан аль-Сауд был назначен первым министром культуры Саудовской Аравии.
При этом на вопрос о местонахождении картины не смогли ответить как сотрудники филиала Лувра в Абу-Даби, так и французское правительство.
Сотрудники филиала Лувра в частной беседе признались, что никто точно не знает, где сейчас находится «Спаситель мира». Среди прочего, высказывалась версия, что принц решил держать картину не в музее, а у себя дома.
Как сообщили источники, занимавшиеся перевозкой полотна, «Спаситель мира» хранится на яхте Serene принца Мухаммеда ибн Салмана. Судно было спроектировано для основного акционера алкогольной компании SPI Group Юрия Шефлера, а впоследствии сдавалась основателю компании Microsoft Биллу Гейтсу.
Сумма, за которую принц приобрел яхту, оценивается примерно в €500 млн (при том, что полотно да Винчи было куплено на аукционе за $450,3 млн). По данным источников, картину планируется перевезти на борту в город Аль-Ула, который власти Саудовской Аравии планируют сделать новым культурным узлом.
«Спасителя мира» планируется доставить в город, когда закончится строительство культурного центра, который должен будет составить конкуренцию Национальному музею Катара, спроектированному Жаном Нувелем.
Отмечается, что власти активно ведут работу над тем, чтобы Аль-Ула могла стать влиятельной территорией на рынке искусства и туризма — специально для этого были приобретены работы Яеи Кусамы, Джорджа Кондо, Ричарда Принса, Арнальдо Помодоро и Ричарда Серра.
Впрочем, по одной из версий, картина «пропала» с глаз широкой общественности, так как ее подлинность не была окончательно установлена.
Так, искусствовед Бен Льюис заявил, что Национальная галерея в Лондоне сознательно ввела участников торгов в заблуждение, скрывая мнение группы экспертов, которые допускают, что картина является дубликатом, писал New York Post.
О том, что она может принадлежать кисти да Винчи, заговорили после 2005 года. В начале XX века полотно было куплено баронетом Фредериком Куком как работа миланской школы. За время, пока «Спаситель мира» находился в коллекции Кука, на изображение нанесли традиционные усы и бородку, что затруднило дальнейшую работу искусствоведов и помешало идентифицировать картину.
По словам искусствоведа из Оксфорда Мартина Кемпа, из-за нанесенных поверх росписей «Спаситель мира» был похож на «обдолбанного хиппи». В результате, в 1958 году наследники баронета продали полотно на аукционе Sotheby's всего за £45.
В 2004 году картина была продана на аукционе в Новом Орлеане за сумму, примерно оцениваемую в $10 тысяч, как произведение одного из учеников да Винчи и была направлена на реставрацию.
После работ, которыми руководила профессор Института изящных искусств Нью-Йоркского университета Дайан Модестини, картину направили на экспертизу в ряд музеев США и Европы, однако только Лондонская национальная галерея в 2011 году пошла на то, чтобы официально признать авторство Леонардо да Винчи.