Войти в почту

Почему в Восточной Европе растет неприязнь к украинцам

В Польше растет число инцидентов, связанных с проявлением неприязни по отношению к украинцам. Недавно все польские СМИ обошла история с избиением в Варшаве гастарбайтера с Украины, который работал таксистом в сервисе Uber.

Почему поляки бьют украинцев
© © Ridus

Взрослые проблемы

Как сообщают польские медиа, заробитчанин Роман Куликов стал очередной жертвой нападения агрессивных поляков. Пьяной компании из шести человек, севшей в его машину, не понравилась музыка, звучащая из динамиков. Пассажиры потребовали от водителя, чтобы он включил радио с польским диско. Когда мужчина объяснил, что радио в машине не работает, то это вызвало вспышку агрессии со стороны поляков: украинцу стали высказывать претензии, что тот «не уважает польскую культуру и музыку». Затем в ход пошли кулаки: Романа несколько раз ударили в салоне автомобиля, после чего вытащили на улицу, где жестоко избили.

По словам Романа, во время нападения ему кричали

«****** украинец, возвращайся к себе».— Мы живем ***** не на Украине, где каждый борется за кусок хлеба. Мы живем в Польше. Ты ублюдок ******, *******, — слышно на видео, которое таксист записал на телефон.

В результате избиения мужчина получил повреждения головы и колена и вынужден был обратиться в больницу, а затем в полицию. К расследованию данной истории подключился Центр мониторинга расистского и ксенофобского поведения, по мнению сотрудников которого произошедшее является проявлением ненависти на национальной почве.

Либеральное польское издание Newsweek попросило прокомментировать инцидент украинскую журналистку Елену Бабакову, проживающую в Польше уже десять лет. Та, в свою очередь, сообщила, что после того как она стала выступать на одном из телевизионных шоу, начала получать на страницах своего аккаунта в Facebook сообщения в духе «Сначала извинись за Волынь, а потом комментируй польскую политику» и «Возвращайся к себе на Украину».

© Ридус /// Слева — листовка Национально-радикального лагеря Польши, призывающая на пикет против украинцев: «Украинцы в Польше — это: высокие цены на аренду и покупку жилья; низкие зарплаты; социальные и политические претензии в будущем из-за титула национального меньшинства». Справа — листовка польских националистов со словами: «Каждый бизнесмен, который тащит в Польшу украинцев, — это предатель»

Бабакова также рассказала о том, как в прошлом году помогала голландскому журналисту собирать истории для репортажа об украинских мигрантах. Он общался с украинцами на Западном вокзале в Варшаве. Журналист спросил одного из заробитчан, как тому понравилось в Польше.

Мужчина заявил, что «очень». Долго рассказывал о том, как отлично ему тут живется, после чего в самом конце разговора добавил «раз только польские коллеги обозвали меня бандеровцем и избили». Голландский журналист оторопел: «Но только перед этим вы рассказывали о том, как вам было хорошо?!» «Ну, потому что было», — ответил его собеседник, добавив: «Ведь меня побили только один раз!»

Еще одна история, по словам украинской журналистки, произошла с ее знакомой. Ее подруга, дизайнер одежды, однажды вечером возвращалась с вечеринки с двумя поляками. Девушка заказала вместе с ними такси, чтобы разделить расходы. Все были немного подвыпившими, но в разумных пределах.

Уже в такси полька начала обзывать украинку «бандеровкой». Кричала в том числе, что та должна «у***вать на Украину». Девушка старалась сохранять хладнокровие и не реагировала. Тем не менее полька только распалялась.

Когда такси остановилось на светофоре, украинка дала таксисту деньги и попросила, чтобы тот разблокировал двери. Она вышла, а через мгновение из машины выскочила пьяная полька. Схватила ее за волосы и ударила головой об автомобиль. Когда девушка упала, полька начала ее пинать.

Водителю и второму пассажиру пришлось ее оттаскивать силой. Подруга Бабаковой обратилась в полицию, где ей предложили сделать медицинское освидетельствование, но после получения документации от врачей сказали, что ее синяки не являются достаточно серьезными, чтобы возбуждать уголовное дело.

Украинка попросила, чтобы полиция проверила камеры наблюдения за тот вечер, так как на площади у светофора установлено много камер. Ей пообещали, что сделают, но собирались так долго, что большинство записей к тому времени уже было уничтожено.

Свидетели показали, в свою очередь, что ничего особенного не произошло: просто ссора после вечеринки. Таксист не захотел неприятностей, а второй пассажир оказался партнером этой агрессивной женщины. В итоге вся эта история закончилась ничем.

В целом же, по мнению Бабаковой, инциденты с проявлением неприязни на национальной почве в отношении украинцев в Польше происходят значительно чаще, ведь в большинстве случаев заробитчане просто боятся обращаться в полицию.

Детские проблемы

Ранее все тот же Newsweek опубликовал статью про украинскую школу в городе Перемышле: в материале рассказывалось о том, как украинские ученики постоянно сталкиваются с враждебностью со стороны окружающих.

Сообщается, что детей окружает презрение, потому что они «шошоны» (оскорбительное название украинцев от украинского «шо-шо»), «бандеровцы» и «кабаны» (оскорбительное название украинцев в приграничных районах Польши).

Конфликт в обе стороны

Бьет тревогу в связи с ростом проявлений ненависти в отношении украинцев и либеральная Gazeta Wyborcza, которая констатирует в своем материале, что реальные данные о подобных инцидентах отсутствуют, так как, по ее информации, в прошлом году лишь о 5% преступлений на почве ненависти было заявлено в полицию.

Следует отметить, что подобная неприязнь к украинцам возникает у поляков не на пустом месте.

Так, если идет речь об оскорблениях в адрес украинских школьников, которых в Перемышле называют «бандеровцами», то в Польше не забыли о том, как пару лет назад в библиотеке такой же украинской школы в городе Бартошице журналист Томаш Мацейчук обнаружил книги, прославляющие Степана Бандеру и одного из сотников УПА*. Помимо этого, директор школы заявила Мацейчуку в интервью, что «Бандера нес идеи свободы и любил свою родину», и рассказала про то, что ученики воспитываются в духе «украинского патриотизма» и уже умеют скандировать «патриотические» кричалки «Слава Украине! Героям слава!».

Вполне естественно, что такая «система образования» вызывает у поляков негативное отношение к украинским школам.

Тем более в Перемышле, где украинские националисты с завидным постоянством проводят под звуки гимна УПА* «Красная калина» «украинские марши», замаскированные под религиозные процессии. В 2016 году один из таких маршей закончился столкновениями между его участниками и молодыми польскими националистами.

Резюмируя, можно заметить, что инициаторами конфликтов регулярно становятся не только поляки, но и сами украинцы. Так, недавно всеобщее возмущение поляков вызвал поступок двух пьяных украинских студентов, которые сорвали польский флаг в городе Жешуве.

— Выкинуть из Польши, пусть едут в Донбасс, если такие герои, — гласит самый популярный комментарий к этой новости в польской соцсети Wykop.pl.

Однако главным фактором является то, что все это происходит на фоне усиливающего прославления преступных организаций ОУН-УПА* на Украине. И если польские политики в рамках своего антироссийского курса продолжают поддерживать Киев, то у простых поляков терпение, похоже, кончается.

Мнение экспертов

Опрошенные обозревателем «Ридуса» политики и политологи дали довольно противоречивые оценки. Они считают, с одной стороны, что польские СМИ несколько переоценивают уровень социальной угрозы, а с другой — полагают, что в дальнейшем ситуация может накаляться.

«Мигранты на чужбине всегда будут людьми второго сорта, ограниченными в своих правах, — уверен политолог Дмитрий Болкунец. — Отсутствие рабочих мест вынуждает граждан Украины уезжать на заработки не только в Россию, где проще всего происходит адаптация, но в страны Восточной Европы. Лидером по приему мигрантов с Украины является Польша. Дефицит рабочей силы открывает хорошие возможности учебы и работы. Молодежь стремится закрепиться на новом месте. При этом украинцы и граждане из других стран в силу ряда определенных исторических, языковых и культурных особенностей могут вызывать неоднозначную реакцию со стороны местных жителей».

По словам эксперта, «судить о настроениях в польском обществе к мигрантам по отдельным публикациям в СМИ не совсем корректно».

«Давать оценки можно, только исходя из социологических и иных исследований, — уверен Болкунец. — Польша, как страна, заинтересованная в притоке мигрантов, должна уделять большое внимание вопросам толерантности и защиты прав иностранных граждан».
Бытовая ксенофобия и межгосударственные отношения часто причудливым образом сплетаются в повседневной жизни людей. Вопросы исторической памяти и интерпретации тех или иных событий и персонажей прошлого остро стоят и по-разному трактуются в официальной политике Варшавы и Киева. Для польской исторической памяти Степан Бандера и в целом западноукраинское националистическое движение первой половины прошлого века — это преступники и убийцы, ответственные, в частности, за преступления против человечности. Официальный Киев же трактует бандеровцев в контексте национально-освободительной исторической мифологии, как героев, благодаря которым стала возможна Украина как независимое национальное государство,

— говорит исполнительный директор международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок.

«Казалось бы, какое отношение ко всему этому имеют рядовые украинцы, живущие и работающие в Польше? — задается Бышок вопросом и сам же отвечает на него. — Общим местом является то, что граждане не могут быть ответственны за политику собственного государства, принцип коллективной ответственности находится вне закона».
«Это на уровне риторики, но на практическом уровне подвыпившие поляки вполне могут усмотреть в украинском водителе, который, как им кажется, невежливо с ними разговаривает, скрытого бандеровца или просто грубияна, не уважающего Польшу как таковую», — пояснил эксперт в комментарии «Ридусу».

По словам Бышка, в странах Западной Европы межэтнические конфликты происходят между европейцами и мигрантами из неевропейских, преимущественно мусульманских стран.

«Польша же — государство, которое проводит весьма выборочную миграционную политику и следит за воспитанием своих граждан в националистическом и патриотическом духе, — отмечает эксперт. — Хотя в Польше процент неевропейского и нехристианского населения минимален, это не значит, что там низкий уровень бытовой ксенофобии. Она проявляется по отношению к украинцам, составляющим самую большую иностранную этническую группу, находящуюся на территории страны».
«Представители кругов, независимых от истеблишмента, ясно предостерегали об очевидных последствиях прибытия в Польшу на постоянной основе, около 1,5 миллиона украинских работников, — замечает в свою очередь представитель польской партии „Смена“ Конрад Ренкас. — Это попросту не могло хорошо закончиться — привело к столкновениям с поляками, которые в течение 70 лет жили в моноэтничной среде, практически без каких-либо национальных, языковых или религиозных меньшинств».
«Мы предупреждали, что если мы хотим избежать конфликтов — поляков нужно подготавливать, а украинцев воспитывать к жизни вместе, — подчеркивает Ренкас. — Этого требовал чистый прагматизм!»

Однако, как отмечает польский политик, предупреждения его однопартийцев «были преднамеренно представлены как угрозы».

«А прогнозы неблагоприятного развития ситуации или вовсе игнорировались, или назывались „пессимизмом“ и провоцированием проблем, — отмечает Ренкас. — Ну, это немного похоже на то, когда метеоролог несет ответственность за шторм, который он обещает».

Между тем 1,5 миллиона украинцев в Польше — это просто ружье, по мнению польского политика, которое должно обязательно выстрелить.

Провокационный конфликт, первые жесткие проявления которого так представлены в СМИ, также, кажется, создает благоприятную обстановку для постоянно навязываемого полякам чувства вины, антиисторического представления нас как агрессоров, а украинцев исключительно в качестве невинных жертв. Это сочетается с пропагандой Киева, который именно благодаря такому фальшивому образу бедных потерпевших получает международную поддержку и видит возможность для своего выживания. Конфликт с поляками на руку режиму Порошенко, который придерживает его в качестве козыря для возможной разгонки националистических эмоций на Украине,

— считает польский политик.

Речь, по словам Ренкаса, не идет о том, чтобы прогнать украинцев из Польши.

«Речь о том, чтобы научить людей сосуществованию так, чтобы они хотели и смогли навести порядок в собственном доме, заключил представитель польской партии „Смена“. — Всё это в интересах обоих наших братских народов».