Администрация США фактически отказалась от своего курса на оказание максимального давления на КНДР, Вашингтон начал переходить во взаимодействии с Пхеньяном к прагматизму. Такое мнение выразили некоторые американские эксперты, опрошенных корреспондентом ТАСС в преддверии второй встречи президента США Дональда Трампа и лидера КНДР Ким Чен Ына 27-28 февраля в Ханое.
Позиция пересмотрена
Бывший директор Лос-Аламосской национальной ядерной лаборатории Зигфрид Хекер, неоднократно бывавший в КНДР, убежден, что Вашингтон довольно сильно пересмотрел свою недавнюю позицию. Американское правительство теперь готово рассмотреть возможность поэтапного свертывания северокорейских ядерных разработок, идущего параллельно с нормализацией двусторонних отношений, считает Хекер, являющийся ныне профессором Стэнфордского университета.
Американский спецпредставитель по КНДР Стивен Бигэн "указывает, что США изучат поэтапный подход, при котором денуклеаризация и нормализация происходят параллельно, в отличие от [прежней] жесткой позиции, предусматривавшей сохранение максимального давления и санкций до самого момента денуклеаризации Северной Кореи", сказал ученый- ядерщик.
Движение к прагматизму?
Схожую точку зрения изложил директор программы внешнеполитических исследований вашингтонского Института Брукингса Майкл О'Хэнлон. В соответствии с его выводами, Трамп и его окружение демонстрируют на текущем этапе значительно больше прагматизма, чем прежде, когда дело касается КНДР.
"Надеюсь, что отсутствие ясности [относительно позиции США] является следствием определенных дебатов, которые продолжают идти внутри администрации Трампа, движущейся в направлении прагматической готовности к заключению неполной сделки [с Северной Кореей]", - заявил этот аналитик. Как он уточнил, "речь идет о ликвидации мощностей по производству ядерных вооружений и ракет большой дальности, а также прекращении испытаний в обмен на замораживание, а затем и отмену некоторых, но не всех, санкций".
"Мне такого рода промежуточная сделка кажется вполне достижимой и здравой. Однако отдельные лица в администрации [США] изначально требовали, или ожидали, или предпочитали не такое. Так что посмотрим, чем все это кончится", - отметил политолог.
Вероятный первый шаг
Со своей стороны бывший координатор Белого дома по вопросам контроля над вооружениями и нераспространения оружия массового уничтожения Гэри Сеймор сообщил, что стороны, на его взгляд, могут начать с договоренности об ограничении объемов наработки Пхеньяном расщепляющихся материалов или ее приостановке и ответных шагах Вашингтона.
"Думаю, Вашингтон и Пхеньян согласны с тем, что следующим шагом в направлении денуклеаризации станет некая мера, касающаяся производства расщепляющихся материалов в Северной Корее, а также с тем, что Соединенные Штаты предпримут по принципу взаимности какие-то действия в обмен на ограничение КНДР объемов производства расщепляющихся материалов или [полную его] приостановку", - заявил Сеймор, в настоящее время работающий исполнительным директором Белферовского центра науки и международных отношений при Гарвардском университете.
"Однако между сторонами нет согласия относительно многих важных элементов сделки, в том числе по вопросу о том, какие [именно] шаги Северная Корея должна сделать в области производства расщепляющихся материалов и какие шаги в ответ должны сделать Соединенные Штаты", - уверен этот отставной американский чиновник, имеющий в США репутацию одного из крупнейших специалистов по нераспространению.
"Не ожидаю, что ко времени саммита в Ханое эти вопросы будут решены. Тем не менее Трамп и [председатель Госсовета КНДР] Ким [Чен Ын] могут согласовать [решение] в самых общих чертах и поручить [своим] переговорщикам заняться устранением [остающихся] противоречий", - добавил Сеймор, участвовавший в прежних переговорах с КНДР.
С ним согласился руководитель вашингтонской Ассоциации по контролю над вооружениями Дэрил Кимболл. Он исходит из того, что обеспечение хотя бы "частичной приостановки производства расщепляющихся материалов", а также закрепление добровольно принятого КНДР решения отказаться от новых ядерных и ракетных испытаний стало бы "важным следующим шагом".
Долгий процесс
Кимболл прогнозировал, что даже в случае успеха на встрече в Ханое и дальнейшего прогресса Соединенным Штатам и КНДР нужно будет еще годы заниматься денуклеаризацией.
"Я бы сказал [понадобятся] годы. Даже если обе стороны полны решимости осуществить это как можно скорее.У Северной Кореи имеется достаточно существенная ядерная инфраструктура: комплексы, реакторы, которые придется проверяемым образом ликвидировать. Нужно будет осуществить учет расщепляющихся ядерных материалов, демонтировать и разобрать ядерные боезаряды", - пояснил специалист.
"Вопрос заключается в том, есть ли [на то] политическая воля у обеих сторон. Это еще один огромный вопрос
Северян не удастся убедить проверяемым образом свернуть свои ядерные разработки, если не будет разрядки напряженности, если КНДР не начнет верить, что ей не грозит нападение. Поэтому придется создавать режим мира, а это тоже процесс, на который потребуются годы", - полагает эксперт.
"Даже за короткое время может быть обеспечен прогресс, драматический прогресс. Тем не менее... саммит... не позволит договориться о всех рутинных деталях. Когда и если они (лидеры США и КНДР - прим. ТАСС) выработают рамочное соглашение, понадобятся дальнейшие переговоры рабочего уровня", - предупредил руководитель ассоциации.
С точки зрения Хекера, невозможно обеспечить денуклеаризацию КНДР менее чем за 10 лет. "Даже если отношения [двух стран] радикально изменятся и быстро будет выстроено доверие, на это (ликвидацию ядерных программ КНДР - прим. ТАСС), думаю, все равно потребуется 10 лет", - подчеркнул специалист.
Этапы пути и точки соприкосновения
Наиболее реалистичным сценарием денуклеаризации КНДР бывшему шефу американской ядерной лаборатории в Лос-Аламосе видится трехфазовая схема: "остановка, откат назад, ликвидация".
Комментируя вопрос о том, совпадают ли позиции Вашингтона и Пхеньяна хоть в чем-то, он сказал: "Саммит в Сингапуре [между Дональдом Трампом и Ким Чен Ыном летом минувшего года] показал, что они согласны с общими очертаниями денуклеаризации и нормализации [отношений]".